Четверг, 22.06.2000, 00:00
Не так давно высшая власть подарила своему народу идею о целесообразности формирования Совета Федерации с учетом экономического вклада, который вносит регион в общефедеральную копилку. Мысль эта, увы, не получила достойного освещения ни у досточтимых политиков, ни в среде пишущей братии. Право, жаль. Всякая мысль властей должна становиться объектом повышенного внимания, обсасывания и обгладывания. Тем более что сам по себе тезис этот прозвучал несколько абстрактно, нас как бы приглашали поразмыслить по данному вопросу. Общество ответило молчанием, совершенно не соответствующим важности поставленного вопроса. Попробуем по мере сил восполнить образовавшийся пробел. Интерпретация - наша профессия.
Главный вопрос здесь, безусловно, состоит в том, как измерить вклад того или иного региона в национальную мощь. Критерий должен быть достаточно простым, очевидным, чтобы не вызывать двусмысленных толкований и межрегиональных противоречий. Самый простой подход - пропорционально численности населения - отпадает, поскольку так формируется Дума, а дублировать ее - значит, подрывать сам принцип двухпалатного парламента.
Можно было бы использовать значение валового регионального продукта (абсолютное или на душу населения), но наши статистики пока не научились сколько-нибудь достоверно определять его величину. Тем более спорными являются разного рода статистические изыски вроде налогового потенциала региона, соотношения собираемых налогов и трансфертов и пр. Посчитать-то можно все, что угодно, но при практическом использовании подобных показателей рискуешь немедленно втянуться в увлекательно-бессмысленную дискуссию о том, кто кого кормит. Применительно к СССР подобная дискуссия, раз начавшись, прекратилась лишь с разрушением Нерушимого.
Нет, экономическая мысль, хронически (то есть без устали) работающая на просторах нашей страны, должна предложить что-то простое, очевидное и элегантное. И такое решение существует! Спешу поделиться им со всеми, как говорится, заинтересованными сторонами.
Предлагаемое решение строго соответствует логике рыночной экономики, причем именно либеральной, к построению которой мы сейчас стремимся. Экономика эта предполагает свободу ценообразования, прозрачность рыночных процедур и равенство всех участников рынка. Дело же государства обеспечивать стабильность "правил игры", равенство прав игроков и не допускать монополии.
Отсюда вытекает наше предложение - простое, как правда. Места в верхней палате должны продаваться. Точнее даже было бы говорить об аренде на определенное время без права выкупа. Таким образом вклад региона в федеральную копилку оценивается наиболее очевидным и бесспорным способом - через рынок, через готовность данного региона внести реальные финансовые ресурсы в федеральный бюджет. Продавцом выступает федеральная исполнительная власть, а вырученные средства, совершенно понятно, зачисляются в федеральный бюджет. В покупатели приглашаются субъекты Федерации, их представительные и исполнительные органы власти. Причем каждый регион может купить себе сколько угодно мест в верхней палате, были бы деньги.
Деньги берутся из регионального бюджета - или за счет экономии по статье "Госуправление", или за счет введения специального налога. Налог, пожалуй, предпочтительнее, поскольку подчеркивает неразрывную связь верхней палаты с народом или с отдельными социальными группами, этот налог уплачивающими.
Отдельной и весьма плодотворной темой дискуссии может быть вопрос о характере этого налога - должен ли он браться с дохода или с собственности, распространяться на все население или только на низкооплачиваемые слои. Мне лично последнее видится более оправданным, ведь главная задача обладателя мандата верхней палаты - стоять на страже интересов простого человека своего региона.
Итак, вырученные средства поступают в федеральный бюджет. Эта прибавка представляется тем более нелишней, когда принято решение о формировании в ближайшие годы бездефицитных финансовых документов. Можно ввести особую процедуру распределения вырученных таким способом средств. Скажем, на федеральную поддержку независимых средств массовой информации (особенно региональных). Или, может быть, формировать за счет этих денег фонд трансфертов. Или пустить их на оказание международной гуманитарной помощи братским странам?
Принятие базового тезиса о рыночной основе формирования верхней палаты открывает широчайший простор для дальнейших размышлений и предложений, общественной полемики и диссертационного творчества.
Скажем, можно установить фиксированную цену за место в Совете Федерации и неограниченное число мест. В этой ситуации регионы непосредственно и на равных участвуют в формировании палаты. Некоторая опасность может возникнуть в связи с монопольным положением продавца: а вдруг слишком высокую цену заломит? Однако это не должно вызывать больших опасений. Во-первых, по завышенной цене покупать никто не будет, ведь регионы не обязаны этого делать. Во-вторых, для пущей демократии к формированию стартовой цены можно было бы привлечь, скажем, бюджетный комитет Думы, которая определяла бы ее одновременно с утверждением федерального бюджета.
Другой вариант - распределение сенаторских мест путем залогового аукциона. Это весьма демократическая процедура, однако возникает опасность сговора участников с целью занижения цены. (Помните, как это произошло в свое время с приватизацией "Роснефти"?) Впрочем, у федеральной власти имеется достаточно административных рычагов, чтобы этого не допустить. Главное - обеспечить прозрачность процедур.
При обоих вариантах формирования верхней палаты широкие перспективы открываются для вторичных инструментов финансового рынка. Скажем, почему бы регионам в свою очередь не выпустить эти места на вторичный рынок, используя разного рода вторичные бумаги, в основе которых лежат более простые инструменты. Причем эти вторичные ценные бумаги тоже могут быть самыми разными.
Надо также дать возможность дробить место в Совете Федерации, реализуя право на краткосрочное пребывание в палате. Повестка дня не формируется на долгие месяцы и годы вперед, и даже заранее принятые планы заседаний часто пересматриваются, что создает существенный элемент неопределенности. Но именно поэтому бумаги на обладание заветным местом могут стать объектом большой биржевой игры. Ведь разные дни работы сената имеют разную ценность - в зависимости от характера обсуждаемых вопросов.
Тем самым создается основа для заключения форвардных сделок. Это может привлечь потенциальных игроков, а в ряде случаев оказаться полезным и с практической точки зрения. Заинтересованные экономико-политические субъекты будут играть на бирже для определения оптимальных котировок этих бумаг и оптимального срока их действия.
Со временем, надо думать, на рынок политических бумаг допустят нерезидентов. А сами эти финансово-политические инструменты (видите, уже и термин нашелся) займут достойное место на Чикагской фондовой бирже. То будет знаменательный день, поскольку участие иностранцев в формировании отечественного политического рынка засвидетельствует полную интеграцию нашей страны в сообщество демократических наций. Правда, с учетом опыта 1998 года произойдет это, наверное, не скоро. У идеи допустить на рынок иностранцев найдется много противников, которые попытаются доказать, что иностранные участники станут спекулировать бумагами и обвалят рынок.
Зато уже очень быстро можно будет начать использовать соответствующие бумаги в качестве залога, и, право же, эти бумаги сыграют свою роль ничуть не хуже пресловутых ГКО. Наконец, и Центробанк неожиданно получит столь необходимый ему инструмент изъятия с рынка избыточной денежной массы - опять же не понадобятся никакие "бобры" и "минфиновки".
Когда первый эксперимент обернется сокрушительным успехом (а сомневаться в этом нет никаких оснований), практику выпуска политических ценных бумаг можно будет распространить и на другие сферы политической жизни. Например, на нижнюю палату, на другие органы представительной власти. Тут, правда, надо будет следить, чтобы принципы распределения мест в разных палатах были различными: так легче поддерживать конкуренцию между ними.
В дальнейшем, быть может, и власть исполнительная найдет здесь привлекательные механизмы своего формирования. Почему бы и нет? Ведь такой способ покупки мест предполагает прозрачность и объективность, какую может дать только рынок.
А потом этот путь оценят другие демократические государства, и мы окажемся в невиданной для себя роли законодателей политической моды. Ждать этого придется недолго! Главное - начать уже сейчас. Вuy now!