Пятница, 01.12.2000, 00:00
Пересмотр таможенных тарифов является важным пунктом стратегической программы социально-экономического развития, одобренной летом текущего года, и соответственно первоочередных мер правительства на восемнадцать месяцев. Недаром новые тарифы были рассмотрены кабинетом уже летом, по горячим следам.
Речь шла о существенном снижении пошлин, а также об объединении схожих продуктов в большие товарные группы. Понятно, что решения такого рода всегда являются обоюдоострыми. С одной стороны, снижение импортного тарифа на руку потребителю: ему становится доступен более широкий круг товаров, обостряется борьба производителей за внимание покупателя. Иными словами, снижение тарифа оказывает двойное давление на внутренние цены: средняя цена может уменьшаться и благодаря удешевлению импорта, и благодаря обострению конкуренции на рынке. С другой стороны, в сложном положении оказывается внутренний производитель, поскольку от снижения таможенных пошлин он ничего не выигрывает (он их не платит), а цены импортеров падают. Причем страдает не только отечественный производитель, но и иностранец, инвестировавший капитал в производство внутри страны, ведь рост эффективности импорта товаров сопровождается падением эффективности импорта капитала.
Разумная таможенная политика - это всегда выбор между двумя указанными тенденциями, умение их примирить и найти оптимальное решение. Оно зависит от сложного комплекса факторов, обусловленных как характером производства, так и социальными характеристиками существующего политического режима. Принимая решение о снижении таможенного тарифа, правительство руководствовалось следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью стимулировать экономический рост, снизив цены на многие изделия (прежде всего технологического характера и комплектующие), которые не производятся в России (или производятся, но безобразного качества) и необходимы отечественным производителям.
Во-вторых, низкой эффективностью таможенного контроля и дырами в законодательстве, позволяющими ввозить на льготных условиях или нелегально значительную часть (а по отдельным позициям и подавляющее большинство) товаров для реализации внутри России за бесценок или опять же нелегально. Известно, что именно по подобным схемам завозились в Россию почти все импортные телевизоры (зарегистрированный на таможне ввоз телевизоров составляет менее 1% процента от объема продаж), значительная часть автомобилей и прочее.
Наконец, в-третьих, с целью упростить таможенную систему, чтобы облегчить контроль и пресечь ввоз одних товаров под видом других. Скажем, микрочипы нередко завозятся в страну как "керамические пластинки с металлической сеточкой" - понятно, что пошлина за такую безделку невелика. А одним из самых популярных импортных товаров стала... солома, в которую при известной изобретательности можно упаковать хоть слона. Проследить же за всем чрезвычайно сложно, если у властей не хватает материальных ресурсов - как соответствующего оборудования для таможен, так и соответствующей зарплаты для таможенников. Частные же интересы всегда оказываются сильнее государственных, особенно в период политической нестабильности.
Предлагаемые меры весьма благоприятны как для частного (непроизводственного) потребления, так и для тех производителей, деятельность которых требует импортного оборудования или комплектующих. Последние энергично приветствовали новые таможенные тарифы, и до поры до времени именно эти настроения были господствующими в обществе. Хор одобрений свидетельствовал о том, что либеральная идея овладела широкими предпринимательскими массами.
Однако такая ситуация не продлилась долго. Встрепенулись отечественные производители, непосредственно конкурирующие с иностранцами за потребителя. А тут еще курс рубля неуклонно укрепляется, что также способствует росту конкурентоспособности импорта. Словом, буквально накануне подписания постановления резко активизировались лоббистские усилия ряда отечественных компаний, прежде всего из легкой промышленности, и предприятий, занятых сборкой иностранных автомобилей. Их усилиями к обсуждению были подключены не только правительственные ведомства, но и Совет безопасности. В результате непростой дискуссии был, кажется, найден компромисс, удовлетворяющий все стороны, что само по себе является хорошим признаком.
В то же время опасения отечественных производителей в нынешних экономических реалиях представляются мне не совсем обоснованными. Снижение тарифов даже на 10% (а это максимальное разовое снижение, на которое имеет право пойти правительство), по существующим оценкам не может очень сильно повлиять на уровень цен (скажем, примерно на 3% по автомобилям). Кроме того, существенная доля импортной продукции ввозится по "серым" или "черным" схемам, то есть без всяких пошлин. Это значит, что снижение пошлин в худшем случае никак не повлияет на ситуацию на рынке, а в лучшем, если увеличится доля легального (то есть облагаемого пошлинами) импорта, даже будет способствовать выравниванию условий конкуренции в пользу отечественных производителей.
Наконец, не будем забывать, что основные проблемы отечественных производителей связаны с недостаточно благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, что представляется фактором гораздо более важным, нежели импортный тариф.