Равняясь на Болгарию

Понедельник, 09.02.2004, 00:00

С середины прошлого года в качестве основной проблемы налоговой политики наряду с изъятием сверхдоходов минерально-сырьевого сектора в дискуссиях фигурирует борьба с мошенничеством при возмещении НДС экспортерам и предоставлении налоговых вычетов по внутренним операциям.

Дело в том, что в настоящее время широкое распространение получил способ минимизации налоговых обязательств с применением фирм-однодневок. Суть данной схемы проста: операции налогоплательщика, стремящегося минимизировать свои обязательства по НДС, проводятся через аффилированное предприятие-посредник, которое прекращает свою деятельность (незаконно ликвидируется) до перечисления налога в бюджет, но после получения средств в оплату поставляемых товаров (работ, услуг). Это позволяет покупателю использовать право на вычет уплаченного НДС из суммы начисленного налога. При этом с помощью манипуляций с трансфертными ценами фирма-однодневка может аккумулировать на своих счетах практически полную величину добавленной стоимости, создаваемой налогоплательщиком, использующим данную схему.

Для борьбы с подобными способами минимизации налоговых обязательств обсуждается возможность введения относительно нового в мировой практике налогового администрирования инструмента - специальных банковских счетов (или НДС-счетов), основным назначением которых будет проведение расчетов по налогу на добавленную стоимость между налогоплательщиками, а также между налогоплательщиками и бюджетом. При принятии данной схемы, предельно простой и технологичной, незаконная ликвидация фирм-однодневок без выполнения своих налоговых обязательств по НДС станет невозможной.


Вместе с тем при очевидных издержках для экономики возможные выгоды от введения НДС-счетов не представляются столь очевидными. Так, без принятия других жестких мер в области налогового администрирования подобное решение может не привести к устойчивому росту бюджетных доходов. Во-первых, одновременно с введением НДС-счетов предполагается принятие ряда решений в области либерализации предоставления налоговых вычетов и возмещения НДС из бюджета. Во-вторых, применение НДС-счетов не создает препятствий при уклонении от уплаты иных налогов, а также применении иных методов уклонения от уплаты НДС, например при использовании в расчетах неучтенной наличности. Более того, опыт Болгарии - единственной страны, применяющей НДС-счета, - показывает, что при переходе к обязательному использованию в расчетах НДС-счетов не происходит значительного роста налоговых поступлений.

Одновременно можно назвать ряд издержек, которые неизбежно последуют за введением обязательного использования специальных счетов при уплате НДС. В их числе издержки налогоплательщиков, связанные как с исполнением налогового законодательства (усложнение бухгалтерского учета, необходимость контроля за состоянием дополнительного банковского счета, увеличение числа платежных документов и т. д.), так и с невозможностью распоряжения средствами НДС, полученными от покупателя, в период до наступления срока исполнения обязательства по НДС перед бюджетом. При этом издержки, связанные с исполнением налогового законодательства, в большей степени ложатся на предприятия малого и среднего бизнеса.

Введение НДС-счетов повлечет за собой и дополнительные издержки государства в области налогового администрирования, которые связаны с необходимостью осуществлять контроль за операциями налогоплательщиков по НДС-счетам.

Использование фирм-однодневок в целях уклонения от обложения НДС может быть предотвращено даже в рамках действующего законодательства - путем совершенствования административных процедур. Усилия государственных органов необходимо сосредоточить в области последовательного улучшения как системы налогового администрирования, так и собственно конструкции российского НДС.

Среди областей, в которых необходимо принятие первоочередных мер, следует назвать процедуры регистрации налогоплательщиков (в части расширения и ужесточения требований к информации, предоставляемой при регистрации, и ее проверке, а также содержания регистрационных процедур), устройства текущего мониторинга и контроля деятельности налогоплательщиков (включая мониторинг определенных показателей деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать об осуществлении им недобросовестных операций). Необходимы также принятие мер по контролю за использованием трансфертного ценообразования, более четкое регулирование в законодательстве ответственности налогоплательщиков, их учредителей и должностных лиц за неисполнение налогового законодательства, координация работы и информационного взаимодействия налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел. Увеличению эффективности налогового администрирования, по нашему мнению, послужат и такие изменения, как переход к уплате НДС по методу начислений.

читать →