Научные проблемы военно-экономических исследований в переходный период

Вторник, 18.12.2001, 00:00

В соответствии с планом работы Ученого совета ИЭПП заслушан доклад о деятельности лаборатории «военной экономики». Тематика деятельности этой лаборатории заслушивалась впервые. Поэтому доклад руководителя лаборатории доктора технических наук профессора В.И. Цымбала, тезисы которого публикуются, отчасти носит обзорно-ознакомительный характер. Многие проблемы обсуждаются в постановочном плане. Вместе с тем изложены и отдельные результаты, представляющиеся значительными.

Тезисы доклада

1. Военно-экономические исследования в современном мире, в современной России, в военной организации РФ.

Актуальность военно-экономических исследований в современной России несомненна. Она была очевидной в первые дни превращения России как бывшей республики крайне военизированного государства – СССР в новое демократическое государство, которое хотя и стало правопреемником СССР по военно-стратегическим аспектам в системе международной безопасности и стабильности, фактически приступило к глубокому реформированию всей экономики, включая военную.

Однако затяжка с проведением военной реформы и недооценка влияния этого сектора экономических отношений на всю экономику страны привели к чрезвычайному обострению военно-экономической ситуации.

Одновременно потребовалось менять и целенаправленность военно-экономических исследований, и даже само понимание военной экономики с научной точки зрения. Оказалось, что научно обоснованная система взглядов на военную экономику ещё не сложилась, а та, которая представляется как якобы сложившаяся, не соответствует реалиям и потребностям.

Сопоставление отечественных военно-экономических концепций с зарубежными концепциями на примере содержания справочно-учебных изданий свидетельствует о том же. Это показано в таблице 1, левая колонка которой содержит наименование глав учебного пособия, выпущенного недавно Военным финансово-экономическим университетом, а правая – наименование глав зарубежного справочника по военной экономике. Там, где содержание глав этих двух книг соответствует друг другу или хотя бы пересекается, указаны соответствующие номера. Там, где пересечение не выявлено, поставлен знак вопроса.

Таблица 1

 

Военная экономика
Связь -->
<-- Связь
Handbook of Defense Economics
1. Военная экономика и военно-экономические теории
1
1
1. Introduction
2. Военно-экономическая мощь в системе безопасности и могущества
2
2
2. Defense Economics and International Security
3. Военное производство и военно-техническая политика
14
?
3. World Military Expenditures
4. Распределение и обмен (обращение военно-экономических ресурсов и продукции. Рынок военных товаров
12?
4,ВБГ?
4. The Demand for Military Expenditure
5. Конечное военное потребление
?
14?
5. Military Alliances:  Theory and Empirics
6. Эффективность военной экономики. Военно-экономический анализ
1?
?
6. Arms Races and Proliferation
7. Управление военной экономикой
12?
?
7. Theorizing about Conflict
8. Государственный оборонный заказ и контрактная система его реализации
12?
?
8. Insurrections
9. Военные финансы
4?
?
9. Terrorism: Theory and Applications
10. Взаимосвязь военного и гражданского производства в процессе экономического обеспечения обороны (войны)
10,11?
10?
10. Defense Expenditure and Economic Growth
11. Экономическая готовность государства к обороне
10?
?
11. Military Expenditure and Developing Countries
12. Экономическая мобилизация
11?
3,4,7,8?
12. Incentive Models of the Defense Procurement Process
13. Конверсия военного производства: военно-экономический аспект
?
?
13. The Economics of  Military Manpower
14. Международные военно-экономические отношения
18?
3,7,10-13
14. The Defense Industrial Base
15. Экономика Вооружённых Сил
?
18,8,?
15. Economics of Defense R&D
16. Экономические аспекты материально-технического обеспечения Вооружённых Сил
?
3?
16. Industrial Policies in the Defense Sector
17. Военно-экономический анализ учебно-боевой деятельности войск
?
?
17. Regional Impact of Defense Expenditure
18. Экономическое обеспечение создания научно-технической продукции специального назначения
?
14?
18. Economics of Arms Trade
19. Экономика производственной сферы Вооружённых Сил
?
20?
19. Economics of Disarmament
20. Утилизация вооружения и военной техники Вооружённых Сил
19?
 
21. Трудовые отношения в экономике Вооружённых Сил
?
Эволюция военно-экономической мысли в России
1?
Военный бюджет государства
 

В нижнем левом углу таблицы добавлено название отдельно изданной в РФ книги по военному бюджету, в правом – фрагмент из применяемого западными специалистами понятия военной экономики. В нём однозначно говорится о том, что военная организация государства производит такой специфический «товар» как услуга военной безопасности.

Полезно вспомнить, что почти так же определял роль военной организации в системе экономических отношений К.Маркс, и сопоставить это с определением военной экономики, которое приведено в современном отечественном учебном пособии по военной экономике: «Военная экономика – специфическая военно-хозяйственная система, которая охватывает производство, распределение, обмен (обращение) и потребление оружия и других предметов военного назначения, материально обеспечивая функционирование Вооружённых Сил, поддержание обороноспособности государства в соответствии с его военной доктриной». 

Оказывается, что некоторые наши военные экономисты видят свой предмет научного анализа не только иначе, чем их западные коллеги, но и как основоположники марксизма. А западные экономисты придерживаются любых здравых взглядов, кем бы они ни высказывались.

Справедливости ради следует отметить, что среди отечественных специалистов в области военной экономики есть и другие точки зрения.

Совокупность организаций, ведущих военно-экономические исследования в РФ, достаточно пестра. Здесь и ведомственные научные коллективы «силовиков», во главе которых стоят упомянутый университет и Научно-технический центр военно-экономического анализа МО РФ, и многочисленные институты оборонных отраслей промышленности, и общественные организации, из которых следует особо выделить Академию проблем военной экономики и финансов.

2. Содержание и направленность практических действий российского государства и негосударственных организаций и лиц в деятельности военной организации РФ и военно-промышленного комплекса.

Радикальные перемены в российской экономике уже привели к тому, что  сейчас производством услуги безопасности и товаров для военной организации занимается не только государство. Так же, как это произошло с производством и потреблением гражданских товаров и услуг, в сферу военной экономики вошли иные собственники. Хотя конечно же основным «производителем» услуги военной безопасности остаётся государство.

Структура основных элементов военной организации страны (не только государства) и их участия в военной экономике отражает специфику деятельности традиционных и новых собственников в РФ, традиционных и новых потребителей услуги военной безопасности. В частности, заслуживает внимательного отношения к ней сеть частных охранных предприятий и их многочисленный личный состав. Только в официально зарегистрированных предприятиях этого вида деятельности оценочно насчитывается 360 тысяч человек. Это больше чем любой вид Вооружённых Сил РФ.

В докладе приведена краткая характеристика реформирования отдельных подсистем и некоторых направлений военно-экономической деятельности:

  • преобразование общего состава организаций и предприятий в сфере безопасности;
  • преобразование военной организации РФ;
  • преобразование ВПК;
  • преобразование военно-технического сотрудничества (ВТС);
  • решение социально-экономических проблем военнослужащих и работников ВПК;
  • преобразование системы государственного управления военным строительством;
  • преобразование системы бюджетного планирования и финансирования в области военной экономики;
  • обоснованность военно-экономической составляющей расходов;
  • рациональное распределение государственных средств между ведомствами, отвечающими за выполнение важнейших государственных функций, и между видами (целевыми статьями) расходов;
  • формирование принципиально новой правовой базы и др.

Одновременно происходит изменение практически всех подсистем и элементов военной экономики РФ, причём  характер и масштабы этих изменений таковы, что они сильно влияют как на состояние всей российской экономики, так и на обороноспособность и безопасность РФ.

Перечисленные процессы сложны даже для их научного анализа.

К сожалению, в настоящее время ещё хуже обстоит дело с научной базой, которая позволяла бы оперативно обосновывать и вырабатывать рациональные управленческие решения, концепции и планы реформирования всех подсистем военной экономики РФ.

3. Возможности и потребности участия специалистов ИЭПП в анализе происходящих в РФ военно-экономических процессов.

Особенности исследований специалистов ИЭПП в области военной экономики связаны в основном с трудностями сбора и обобщения разрозненных военно-экономических данных.

Проблематично преодоление барьеров: а) секретности; б) нестабильности бюджетной классификации.

Но есть и интересные возможности, обусловленные вневедомственным, независимым подходом к решению таких задач как

  • оценка соответствия военно-экономических реформ принципам демократии и свободы;
  • прогнозирование перспектив развития военной экономики РФ как специфической составной части общей экономики страны и глобальных военно-экономических процессов.

4. Возможности и потребности участия специалистов ИЭПП в синтезе обоснованных предложений, направленных на поиск рациональных путей и способов преобразования военной экономики современной России как неотрывной части общей экономики страны и мировой экономики.

Тот факт, что до 1997 года в ИЭПП военно-экономические исследования не выполнялись, не означает, что их не следовало выполнять. Возможно, актуальность преобразований невоенных сфер производства товаров и услуг, а главное, преобразований  совокупности соответствующих этим сферам производственных отношений показалась в начале переходного периода более приоритетной. Но, как показывает жизнь, изучение экономики переходного периода страны  без изучения переходных процессов в военной экономике искажает понимание ситуации. Ещё в большей степени это справедливо по отношению к попыткам оптимизации переходных экономических процессов.

Плодотворность исследований специалистов ИЭПП обусловлена их участием в законотворческой деятельности.

5. Главный методологический принцип решения большого количества разнообразных исследовательских задач ограниченной численностью исследователей, который используется в лаборатории военной экономики ИЭПП, – научно-исследовательское “патрулирование”. Это не умаляет личного вклада каждого специалиста, зато позволяет охватить большую область.

6. Главная методологическая проблема, которую предстоит решить в настоящее время, – установление содержания, роли и места военной экономики в современной России. В числе решаемых проблем:

  • определение роли и места военной экономики как системы производственных отношений в общей сфере производства и потребления товаров, услуг и работ;
  • определение роли и места военно-экономической науки как научной дисциплины в сфере научных дисциплин фундаментального и прикладного характера.

В докладе были представлены два методологических результата общей проблемы военного строительства: предложенная специалистами ИЭПП постановка основной научной проблемы военно-экономических исследований и обобщённый критериальный показатель эффективности военной экономики. 

7. Примеры успешной постановки и решения некоторых частных научных военно-экономических проблем:

7.1. Обоснование путей повышения эффективности бюджетного планирования и финансирования военной организации РФ на основе моделирования бюджетного процесса.

Научный результат – методология моделирования бюджетного процесса;

Прикладной результат – разработка проекта федерального закона о военных расходах.

7.2. Военно-экономическое обоснование концепции и программы реформирования системы комплектования военной организации РФ рядовым и младшим командным составом.

Научный результат – развитие методологии решения неявных оптимизационных задач в теории управления. Предложен новый метод решения оптимизационных задач, названный методом неявной оптимизации. Он базируется на гипотезе о том, что каждая функция управления обеспечивает экстремум одновременно большому количеству интегральных показателей. Это позволяет построить итерационную процедуру поиска оптимального решения многокритериальной задачи даже тогда, когда отсутствует одно лицо, принимающее решения (ЛПР), а представления различных субъектов, входящих в систему принятия и осуществления решений, об оптимальности управления различны.

Прикладные результаты: -     концепция реформирования;

  • документы, фиксирующие основные положения концепции;
  • рациональная программа реформирования;
  • законопроекты, подкрепляющие осуществление концепции и программы.

8. Наиболее актуальные направления дальнейших исследований  ИЭПП в области военной экономики, по мнению докладчика, связаны с увеличением временного интервала многокритериальных оценок, с разработкой конкретных научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательной базы в области военной экономики.

Заключение.

Потребность участия специалистов ИЭПП в практическом решении некоторых проблем военной экономики и в экспертизе рекомендаций, выдвигаемых другими специалистами, учреждениями и ведомствами, объективно существует.

Закономерным является также и наше вхождение в область теоретических исследований, связанных с научным обеспечением практической деятельности в области военной и не только военной экономики.

Научно-исследовательская деятельность специалистов ИЭПП может быть успешной только при взаимодействии наших специалистов со специалистами институтов РАН, прикладных НИУ МО и других «силовых» ведомств, а также ВПК.

Исключительно важным представляется участие в деятельности общественных научных организаций (Академии проблем военной экономики и финансов, Академии военных наук РФ,  Академии организационных наук), регулярные выступления на научных  семинарах и конференциях, публикации в научных изданиях. Но не менее важны и наши институтские издания. Многие научные учреждения страны уже сейчас встречают их с интересом.

Лаборатория военной экономики ИЭПП открыта не только для сотрудничества, но и для дискуссий, споров, борьбы мнений. Условия просты, но обязательны:

  1. исходные данные по дискутируемой проблеме должны быть равно известными;
  2. методики расчётов и иных обоснований должны быть опубликованы в такой мере, чтобы по ним можно было проверить результаты расчётов;
  3. результаты расчётов и их интерпретация должны быть доступными не только для непосредственных участников дискуссии, но и для всех заинтересованных специалистов.

Перечень некоторых публикаций по теме доклада

  1. Финансово-экономические проблемы военного строительства и пути их решения (материалы научно-практической конференции). – Научные труды ИЭППП №6Р, 1998.
  2. Военно-экономические разделы в выпусках ИЭПП о состоянии российской экономики, тенденциях и перспективах за 1997 – 2000 годы. – ИЭПП.
  3. Любошиц Е.Я. Проблемы финансового обеспечения военной реформы. // Финансы, №2, 1998.
  4. Цымбал В.И. Реформа системы управления военным строительством: экономические аспекты. // Военная мысль, №2, 1998.
  5. Цымбал В.И. и др. Реформирование Вооружённых Сил и система вооружения. // Военная мысль, №2, 1998.
  6. Цымбал В.И. и др. Проблемы управления развитием технологий двойного назначения в современной России. // Ядерный контроль, №4, 1998.
  7. Цымбал В.И. и др. Международная безопасность и обороноспособность государств” (учебно - справочное пособие). – М.: ТОО  «Интерстамо», 1998. 488с.
  8. Цымбал В.И. и др.  Методический подход и некоторые результаты качественно-количественной оценки показателей военной безопасности России и АТР. / В книге «Восток и Россия на рубеже XXI века». – М.: ИВ РАН, 1998.
  9. Любошиц Е.Я., Цымбал В.И. Военный бюджет-1999 остаётся несовершенным. // Независимое военное обозрение, №11, 26 марта -1 апреля 1999 г.
  10. Цымбал В.И., Калугин С.В. Моделирование бюджетного процесса как нормативной и ритмической основы управления военным строительством в РФ. / Сб. научных трудов. М.: НИЦ ВЭО МО РФ, 1999, с.28-36.
  11. Цымбал В.И., Калугин С.В. Проблема бюджетного финансирования планов военного строительства. // Военная мысль, №.3, 1999, с.12-20.
  12. Любошиц Е.Я. Анализ принятого Государственной Думой РФ федерального бюджета РФ на 1999 год в части военных расходов. / Сборник научных трудов. М.: НИЦ ВЭО МО РФ, 1999, с.43-49.
  13. Цымбал В.И. Влияние финансового кризиса на военную экономику России и возможности продолжения военной реформы. / Сборник материалов конференции в РУДН, 1999, с.74-77.
  14. Цымбал В.И., Хрусталёв Е.Ю. Экономические аспекты военной безопасности современной России. // Экономическая наука современной России, № 4, 1999, с. 78-89.
  15. Боград П.Л., Любошиц Е.Я., Цымбал В.И. Сокращение вооружённых сил неизбежно. План военной реформы нуждается в корректировке и широком обсуждении. // Независимое военное обозрение, № 14, 2000, 21-27 апреля 2000 г., с. 6.
  16. Боград П.Л., Любошиц Е.Я., Цымбал В.И. Будущее армии за контрактной системой. // Демократический выбор, № 26 – 27, 2000 г.
  17. Цымбал В.И., Калугин С.В. Влияние исполнения федерального бюджета на военное строительство. // Военная мысль, № 6, 2000, с.15-20
  18. Цымбал В.И., Хрусталёв Е.Ю. Экономические проблемы обеспечения военной безопасности России. – М.: ЦЭМИ РАН, 2000. – 128 с.
  19. Цымбал В.И., Хрусталёв Е.Ю. Военная безопасность России: замыслы и реалии. // Мировая экономика и международные отношения, № 1, 2001, с. 34 – 41.
  20. Любошиц Е.Я., Хрусталёв Е.Ю., Цымбал В.И. Военные расходы России в 2001 году. // Экономико-политическая ситуация в России. – М.: ИЭПП, февраль 2001 г., с. 32 – 36.
  21. Цымбал В.И., Хрусталёв Е.Ю. О механизме экономического обеспечения военного строительства. // Экономика и математические методы, том 37, № 2, 2001, с. 44-53.
  22. Цымбал В.И., Хрусталёв Е.Ю. Особенности стратегического планирования на предприятиях военно-промышленного комплекса. // Экономическая наука современной России, № 2, 2001, с. 47-56.
  23. Цымбал В.И., Хрусталёв Е.Ю. Проблемы финансирования военной организации государства. // Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 2001, с. 70 – 86.
  24. Любошиц Е.Я., Хрусталёв Е.Ю., Цымбал В.И. Экономические аспекты и концепции перехода к профессиональным Вооружённым Силам России. // Экономико-политическая ситуация в России. – М.: ИЭПП, июль 2001 г., с. 22 – 25.

читать →