Среда, 24.07.2002, 00:00
Тезисы, представленные на Общественную дискуссию "Местное самоуправление и гражданское общество", проходившей 24 июля 2002 г. в Нижнем Новгороде.
Сложившаяся ситуация
Развал централизованной системы управления сопровождался резким повышением роли муниципалитетов в жизнеобеспечении граждан, в удовлетворении их повседневных нужд. В собственность муниципальных образований были переданы крупные активы, в первую очередь жилищный фонд и объекты социальной сферы. Законодательно на местное самоуправление было возложено более 30 различных функций по решению вопросов местного значения. Кроме того, на муниципалитеты по факту была переложена ответственность за выполнение значительной части социальных обязательств федерального и регионального уровней.
Опыт последнего десятилетия показал, что, несмотря на перманентный финансовый кризис, недостаток управленческого опыта, нестабильность условий деятельности, местные власти в целом успешно справились с этим сложнейшим комплексом возложенных на них задач. За исключением отдельных, хорошо известных, но немногочисленных исключений, они обеспечили поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения населения и позволили избежать крупных всплесков социального недовольства на местном уровне.
Однако, в целом позитивно оценивая деятельность местных властей на протяжении последнего десятилетия, необходимо отметить, что потенциал местного самоуправления был использован далеко не полностью. Можно выделить следующие основные барьеры на пути повышения эффективности функционирования муниципальных образований:
В перспективе данные барьеры все в большей степени будут негативно влиять на деятельность муниципальных образований, в частности на темпы и качество проведения жилищной реформы и реформы социальной сферы, на снятие административных барьеров и создание благоприятных условий для деятельности малого и среднего бизнеса. Кроме того, они будут способствовать поддержанию иждивенческой позиции местных сообществ, не желающих самостоятельно решать свои проблемы и ждущих, что все основные условия их жизнедеятельности будут обеспечены и гарантированы «сверху».
Во всем многообразии проблем местного самоуправления в качестве наиболее важных, как представляется, можно было бы выделить две: финансовые основы местного самоуправления и территориальные основы местного самоуправления.
Финансовые основы местного самоуправления
Закон РФ о финансовых основах местного самоуправления оказался не в состоянии обеспечить реальную независимость местных бюджетов. В подавляющем большинстве регионов доходные источники местных бюджетов формируются под конкретные расходные статьи, согласованные на региональном уровне. Отсутствует стабильность и предсказуемость финансовых условий деятельности муниципалитетов. Обычно нормативы отчислений от регулирующих налогов пересматриваются ежегодно, иногда – в течение финансового года. Механизмы выделения финансовой помощи непрозрачны и подвержены воздействию субъективных факторов. Широко распространена практика принудительной централизации части доходов муниципальных бюджетов, когда фактически без учета мнения местных властей определенные муниципальные функции переносятся на региональный уровень вместе с соответствующими бюджетными средствами для их выполнения.
Необходимо исходить из того, что проблема финансовых основ местного самоуправления – это не просто проблема поиска денег для финансирования тех или иных направлений муниципальной деятельности. В первую очередь – это проблема мотивации местных властей, формирования адекватных стимулов в их работе. В настоящее время любая экономия, полученная местным бюджетом за счет рационализации расходов, повышения эффективности управления муниципальными активами, успешного проведения реформ на местном уровне с высокой степенью вероятности будет изъята для перераспределения в пользу других муниципальных образований либо для удовлетворения региональных нужд. В конечном счете, отношения с региональной властью оказываются более важным фактором наполнения местного бюджета, чем реальная эффективность муниципального управления. Очевидно, в каком направлении в данных условиях будет направлена деятельность местных властей. Кроме того, сама структура доходных источников местного бюджета искажает мотивацию местных властей, ориентируя их не на нужды местного сообщества, а на интересы основных производителей, находящихся на территории муниципального образования.
Было бы целесообразно построить реформу финансовых основ местного самоуправления на следующих принципах.
Проведение реформы финансовых основ местного самоуправления не может быть осуществлено в короткие сроки. Особенно серьезной подготовки (минимум 3 года) требует переход к налогу на недвижимость. Тем самым необходимо сформировать временные, переходные механизмы, которые позволили бы обеспечить самостоятельность местных бюджетов до полноценного введения налога на недвижимость. В качестве такого механизма возможно временное закрепление за муниципалитетами дополнительных доходных источников.
Территориальные основы местного самоуправления
Дискуссия по территориальным основам местного самоуправления ведется в логике «моделей»: поселенческая модель, районная модель, двухуровневая модель и т.п. Тем самым предполагается, что существует некий универсальный вариант организации местного самоуправления, подходящий для любых условий и любых регионов. Кроме того, территориальная структура местного управления устанавливается «сверху», без учета предпочтений населения, которые также могут быть различными и зависеть от местных условий.
Между тем реформа территориальных основ местного самоуправления может быть проведена эволюционным путем, без единовременного введения какой-либо универсальной модели. Необходимо, признав сложившуюся ситуацию (фактически означающую подавляющее преобладание районной модели) как данность, законодательно закрепить за каждым поселением право сформировать самостоятельное муниципальное образование при выполнении следующих условий:
Преимущество данного подхода по сравнению с одномоментной реорганизацией в соответствии с какой-либо из обсуждающихся моделей видится в следующем:
Для юридического обеспечения эволюционного подхода к реформированию территориальных основ местного самоуправления необходимо принятие федерального закона о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных образований либо включение соответствующего раздела в Закон об общих принципах организации местного самоуправления.
Заключение
Реформа, направленная на обеспечение реальной самостоятельности местного самоуправления, является одним из ключевых направлений реформ на современном этапе. При этом важно, чтобы укрепление местного самоуправления не приводило к усилению муниципализации местной экономической деятельности, не сопровождалось еще большим вмешательством муниципальных властей в функционирование частного бизнеса, созданием дополнительных административных барьеров. Защита частного бизнеса от административного вмешательства местных властей – задача не менее важная, чем защита местного самоуправления от бюрократического государственного давления.
[1] Возможно на федеральном уровне устанавливать ориентировочную максимальную ставку, которая может быть превышена по результатам референдума, проведенного в муниципальном образовании.
[2] Определение высокодотационных муниципалитетов нуждается в дальнейшем обсуждении. В качестве рабочего варианта можно предложить следующее: высокодотационным является муниципалитет, который покрывает за счет собственных доходов менее половины собственных расходов.