Понедельник, 09.02.2004, 00:00
Министерство финансов опубликовало данные об исполнении бюджета за январь 2004 года. Хорошо, что бюджет сведен с профицитом. Плохо, что Минфин сам по себе израсходовал всего треть от запланированного. Эксперты считают это главной бюджетной проблемой России.
По предварительной оценке, федеральный бюджет за январь 2004 года исполнен по доходам на 106,4% – в сумме 217 млрд рублей. Обязательства по расходам выполнены не в полном объеме – на 90,6% – в сумме 162,4 млрд рублей.
В отчете Минфина указано, что федеральный бюджет в январе 2004 года исполнен с профицитом в 55,46 млрд рублей, что составляет 34,2% от суммы расходов, или 5,3% от прогнозируемого объема ВВП на январь 2004 года. Первичный профицит составил 66,5 млрд рублей (6,4% от прогнозного объема ВВП на январь 2004 года).
Консолидированное превышение фактического поступления доходов по отношению к запланированному на месяц составило 13,18 млрд рублей. В основном это
заслуга Министерства по налогам и сборам РФ, которое добыло сверх плана 13,98 млрд рублей – несмотря даже на то, что единого социального налога собрано на 1,28 млрд рублей меньше плана.
Остальные министерства и ведомства тоже отличились – превысили плановые показатели в общей сложности на 4,43 млрд рублей. В том числе таможенники – на 3,1 млрд рублей, а Минимущество – на 1,33 млрд рублей.
Подкачал только Минфин. Именно по доходам, администрируемым этим ведомством, сложилось недопоступление – на сумму 3,47 млрд рублей. Обязательства были исполнены только на 35,2% от уточненного объема на январь – в сумме 1,9 млрд рублей.
С Минатома недополучили 480 млн рублей.
Доходы федерального бюджета за январь 2004 года (по предварительной оценке) сложились из поступления следующих сумм налогов, сборов и других платежей: администрируемых МНС – в сумме 149,5 млрд рублей, администрируемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации – 60,0 млрд рублей, что составляет 105,4% от уточненного объема доходов ГТК России на январь; администрируемых Министерством имущественных отношений – 4,3 млрд рублей, или 145,6% от уточненного объема на январь; администрируемых Минфином России и другими федеральными органами, – 1,9 млрд рублей, или 35,2% от уточненного объема на январь; администрируемых Минатомом России – 2,1 млрд рублей, или 81,4% от уточненного объема на январь. |
По разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы за январь 2004 года профинансированы на 57,8 %. Недофинансирование в сумме 0,6 млрд рублей объясняется отсутствием соглашений между Минсельхозом и органами исполнительной власти субъектов РФ на финансирование расходов по содержанию профильных учреждений, а также непредставлением Минимуществом платежных документов, касающихся земельных ресурсов. Охрану окружающей среды профинансировали всего на 25% – и все из-за непредоставления платежных документов.
По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, данные по исполнению бюджета за январь вполне удовлетворительны.
Комментируя неисполнение расходной части бюджета, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин отметил, что это явление «достаточно характерно» для начала года. «Это могут быть кассовые разрывы, и никакой опасности они собой не представляют», – сказал он.
Заведующий лабораторией налоговой и бюджетной политики Института экономики переходного периода Саид Баткибеков отметил, что неисполнение расходной части обусловлено тем, что ведомства, которым передаются средства, плохо планируют расходы: средства могут «висеть» на счетах месяцами до того момента, пока накопится нужная сумма на какую-то крупную покупку, а потом еще полтора-два месяца в ожидании завершения конкурса.
«Планируемые расходы зачастую опережают реальные. Несовпадения такого рода – издержки не очень качественного планирования внутри ведомств. Это крупная проблема бюджетной политики России», – считает эксперт.
Саид Баткибеков считает, что столь низкий процент выполненных обязательств Минфина вполне может быть чисто техническим нюансом: средства могли поступить 1 февраля, и весь доход будет считаться уже в этом месяце. В то же время он не исключил возможности, что это явление связано с тем, что с этого года через бюджет должны проходить доходы учреждений вневедомственной охраны. «А это значительная сумма – около 1 млрд рублей», – отметил эксперт.
Профессор Российской экономической школы Олег Замулин считает, что придавать значение неисполнению расходной части бюджета не стоит – важнее, исполнят ли они бюджет за весь год. «В прошлом году, например, исполнение в январе было 93% от плана. Конечно, было бы лучше, если бы они укладывались в план, но этого никогда не происходит», – сказал он. Что касается исполненных на треть обязательств Минфина, то это, подчеркнул эксперт, непринципиально. «Большая часть налогов и сборов идет через МНС, и их сборы превысили плановые практически так же, как и общие», – отметил господин Замулин. Он считает, что
это связано с тем, что улучшилась собираемость налогов.
Но, по данным самого МНС, за 2003 год задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет России увеличилась на 1,4 млрд рублей. На 1 января 2004 года она составила 520,4 млрд рублей. Однако если посмотреть на значение этого показателя за последние несколько лет, видна положительная тенденция. Если на 1 января 2000 года накопленная за ряд лет задолженность по налогам составляла 41,7% от объема годовых поступлений доходов в бюджете, то на 1 января 2003 года это соотношение составило 22,3 %, и за прошедший год снизилось до 19,5 %.