От макроэкономической стабильности к устойчивому экономическому росту в Азербайджане

Понедельник, 13.09.2004, 00:00

Уважаемые участники конференции, как известно главной задачей постсоветских стран является трансформация старой, экономически неэффективной системы в  полноценную рыночную экономику. Справедливости ради надо подчеркнуть, что за последний период после приобретения независимости, за эти годы сделаны основополагающие шаги и достигнуты определенные успехи. Правда еще состоит в том, что многие вопросы переходной экономики до сих пор не нашли своего решения и к сожалению теория в данной сфере пока еще отстает от практики. В данной связи проведение таких обсуждений, обмен мнениями с целью поиска оптимальных решений, пока еще остающихся проблем, в странах с переходной экономикой имеет чрезвычайно важное значение, за что я хочу выразить благодарность организаторам данной конференции.

В начале своего выступления, хотел бы рассказать о предреформенной социально-экономической ситуации в Азербайджане. Дело в том, что основные направления, формы и методы проводимых реформ были продиктованы именно той чрезвычайной ситуацией, в которой оказалась страна. Объем ВВП ежегодно уменьшался от 13 до 20%. Быстрыми темпами рос индекс потребительских цен и к 1994 г. инфляция достигала более 1700%. Внешнеторговый оборот, в том числе экспорт к этому времени уменьшится более чем в 3 раза. Неплатежи и перебои в финансово-кредитной сфере стали нормальным явлением, бюджетный дефицит к 1994 г. возрос до 9,4% ВВП. Валютные резервы государства были исчерпаны. Усилилась дифференциация доходов, росла безработица. Более 60% жителей страны оказались за чертой бедности. Тяжелый экономический и социальный кризис был значительно обострен из-за конфликта с Арменией и оккупации 20% территории Азербайджана. В результате чего мы получили 1 млн. беженцев, которые были изгнаны со своих исконных территорий. На основе тщательного анализа существующих проблем была разработана стратегия экономических реформ.

Следует подчеркнуть, что несмотря на наличие разнообразных видений выхода из кризиса, абсолютным большинством были поддержаны основные направления стратегии выхода из кризиса. При этом обязательным условием было признано обеспечение в кратчайшие сроки макроэкономической стабильности. Однако, в условиях отсутствия политической стабильности в обществе, добиться макроэкономической стабильности и возобновления на этой основе экономического роста было невозможно.  В связи с этим, после президентских выборов 1993 г. и формирования нового Правительства все усилия были направлены на достижение политической стабильности, которая и была обеспечена  к середине 90-х годов.

Очевидно, что главным препятствием экономического роста считалась высокая инфляция. Ее обуздание и достижение финансовой  стабилизации рассматривалось в качестве важнейшего условия прекращения спада и начала роста, для чего были выявлены ее побудительные причины. В этих условиях был принят комплекс мер, направленных на углубление процесса либерализации цен и перехода на жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику. В результате была достигнута позитивная динамика изменения индекса потребительских цен, которая с вышеназванных 1000-ных% снизилась в 1995 г. до 511%, и до 119% в 1996 г. Результаты превзошли все ожидания бюджетный дефицит сократился с 9,4% в 1994 г., до 5,2 % в 1995 г. и 1996 г. до 3%. Начался процесс экономического роста, который длится до сегодняшнего дня. Следует отметить, что и в последующие годы Правительство придерживалось гармонизации параметров бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которые отразились не только в более тесной увязке динамики денежной массы и уровня потребительских цен, но и повышении сбалансированности доходной и расходной части бюджета. Укреплению достигнутой стабилизации способствовал выбор правильной нефтяной стратегии, а также  всемерное стимулирование не нефтяного сектора экономики.

Одновременно с проводимыми структурными реформами усилия Правительства были направлены на создание институциональных основ рыночной экономики. В рамках правовой реформы существенно изменились функции органов госуправления, сформировалась нормальная база для нового финансового сектора и  всех экономических агентов независимо от форм их организации, собственности и вида деятельности. В корне изменилась налоговая система. Путем реализации реформ в законодательной сфере было определено правовое поле, которое обеспечивало формирование рыночной инфраструктуры и развитие рыночных институтов. В результате осуществленных мер в стране сформировалась привлекательная, как для местных, так и для зарубежных инвесторов инвестиционная среда, что подтвердилось в начальные и последующие годы реформ, выразившись в значительных объемах инвестиций и поступательном росте ВВП. В правильности избранного пути нас убеждают результаты развития экономики за последующие годы. За период с 1996 по 2000 г. реальный ВВП увеличился на 90%. Его среднегодовой темп роста составил 85%. Уровень инфляции не превышал 3%. В 2003 г. рост ВВП составил 11,2%. Стратегические валютные запасы страны увеличились более чем в 90 раз и в настоящее время составляют 1,6 млрд. долларов. Стабилизирован курс национальной валюты, которую в среднем за год девальвируют в пределах 2-3 %. Снижен дефицит бюджета до 1-2%. Благодаря активной внешнеэкономической деятельности, подписанию крупных нефтяных контрактов и формированию благоприятного инвестиционного климата иностранные инвестиции  в  национальной экономике ежегодно росли. Удельный вес всех инвестиций  в структуре ВВП в 2003 г. составил 58,4%. В целом, за годы независимости, в экономику страны вложено 17 млрд., в том числе 12 млрд. иностранных инвестиций. В настоящее время наблюдается весьма положительная тенденция значительного роста внутренних инвестиций при остающемся высоком уровне иностранных. По сравнению с 1994 г. общий  внешнеторговый оборот Азербайджана возрос в 3,6 раза, в том числе экспорт в 4 раза. Внешний долг Азербайджана небольшой. На начало 2004 г. равнялся 1,5 млрд. долларов, что составляет приблизительно 22% ВВП 2003 г. На сегодня страна  в состоянии единовременно обслужить его за счет накопленных стратегических валютных резервов.

 В стране была проведена удачная земельная реформа. В настоящее время функционируют многочисленные фермерские хозяйства. Аграрный сектор практически освобожден от налогов. Он только платит налоги за землю. Реальный  темп роста промышленности в 2003 г. составил 4,5% , сельского хозяйства 5,6%, строительства 61%, сфера услуг 8,7%. Завершен первый этап приватизации, продолжается в настоящее время второй этап, который относится к разгосударствлению крупных предприятий. Значительным шагом является реструктуризация энергетического сектора. Особенно его распределительной сети, которая фактически реструктуризирована и предана под управление. На сегодняшний день, доля частного сектора  формирования ВВП в Азербайджане составляет 74%.

С удовлетворением надо отметить, что в Азербайджане сделаны значительные шаги в вопросе сокращения бедности. От 60%, которые были несколько лет тому назад, на сегодняшний день эта цифра колеблется в пределах 42%. На реализацию программы сокращения бедности будет направлено около 3 млрд. долларов. Здесь конечно будут участвовать как средства государственного бюджета, международных организаций, так и иностранных стратегических инвесторов. Сегодня главная задача заключается в обеспечении устойчивого развития не нефтяного сектора. Исходя из этого, а также с целью обеспечения сбалансированного соотношения развития центра и регионов принята государственная программа развития регионов Азербайджанской республики.  Ее реализация будет обеспечивать согласованное выполнение мер, направленных на динамическое развитие не нефтяного сектора, т.е. принятие этой программы имеет две основные цели это развитие регионов и не нефтяного сектора.

Вместе с тем я далек от той мысли, что все проблемы, влияющие на устойчивость  экономического развития в Азербайджане решены. К началу третьего тысячелетия экономика Азербайджана вступила на новый качественный уровень, что ставит перед нами новые задачи в определении дополнительных обязательств. Основными целями на этом этапе является обеспечение долгосрочно устойчивого экономического роста и на этой основе дальнейшего повышения уровня жизни населения. Для достижения этих целей мы намерены поддержать высокие темпы экономического роста, увеличить его качественные параметры на основе  развития не нефтяного сектора экономики. Именно эти цели преследует концепция социально-экономического развития Азербайджана в будущем.

Для сохранения конкурентоспособного климата и уменьшения негативного влияния внешних экономических факторов, обеспечения устойчивого развития не нефтяного сектора будут использованы эффективные рыночные рычаги защиты внутреннего рынка в соответствии с требованиями ВТО. Повышение конкурентоспособности экономики страны и достижение высоких темпов ее роста обусловливает необходимость проведения эффективной социальной политики, формирования развитого рынка социальных услуг населению. Наряду с улучшением системы помощи бедным слоям населения и смягчением негативных воздействий в ходе реформ социальная политика будет способствовать формированию сравнительных преимуществ и станет одним из факторов роста экономики Азербайджана.

Вы знаете, что Азербайджан подписал более 20 нефтяных контрактов, и в настоящее время в стране осуществляются крупные транснациональные проекты. Это строительство Баку-Тбилиси-…, которое завершится к середине 2005 г.  Это строительство газопровода Баку-Тбилиси-…, который обеспечит экспорт газа в Турцию через Грузию и потенциальные запасы которого составляют около 1 трлн. куб.м. газа. В результате реализации проектов в нефтегазовом секторе ожидается значительный приток иностранной валюты в виде нефтяных доходов. В данной связи, для сохранения макроэкономической стабильности главнейшей задачей является обеспечение ускоренного развития не нефтяного сектора экономики. Снижение зависимости от нефтяного сектора и тем самым недопущение голландского синдрома. Другими словами, на передний план выходит вопрос: использование нефтяных доходов, сколько и на какие цели. Я должен сказать, что с целью обеспечения прозрачности и эффективности использования нефтяных доходов в Азербайджане создан нефтяной фонд, в котором уже на сегодняшний день саккумулировано около 800 млн. долларов. С учетом определенных выше целей подготовлен проект долгосрочной стратегии использования нефтяных доходов, при этом тщательно проанализирован мировой опыт и проведены консультации с международными финансовыми организациями.

Мы с оптимизмом смотрим на будущее экономики и в целом в будущее Азербайджана. По среднесрочным  прогнозам на 2005-2008 гг. реальный рост ВВП в 2005 г. составит более 14%, 2006 – 23,7% и так последовательно за 20%. Это обеспечивается не только нефтяным сектором, но и значительными темпами реального роста в не нефтяном секторе. Так, в не нефтяном секторе в 2005 г. будет иметь темп роста 11,1%, 2006 – 10%, 2007-2008 г. по 11% с небольшими изменениями реального роста. Главной задачей экономической политики является сохранение устойчивой макроэкономической среды. Низкая инфляция и обеспечение эффективного курса национальной денежной единицы. По прогнозам в среднесрочном плане, инфляция в 2005 г. ожидается на уровне 4,5%, а в последующие годы на уровне 2,5-3%. За этот  среднесрочный период завершится реализация государственной программы развития регионов, а также завершится первый этап реализации программы по сокращению бедности и начнется второй этап с принятием 2-х программ по сокращению бедности.

Мне было очень отрадно слышать как от представителей стран СНГ, которые говорили о проблемах, путях их решения, особенно выступление господина Жукова, что проблемы, которые стоят перед Россией, стоят  и перед Азербайджаном. Это проблемы Украины, о которых здесь говорил господин Геец, те же самые которые стоят в Азербайджане. Мне кажется, что для решения проблем переходной экономики, страны СНГ должны чаще проводить такого характера мероприятия, чтобы обмениваться теми наработками, которые осуществляются  в каждой из этих стран.

Спасибо за внимание.

Шахин Садыгов,
Руководитель департамента,
министерство экономического развития Республики Азербайджан

читать →