Вторник, 05.10.2004, 00:00
Москва. 6 сентября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Власти РФ, скорее всего, предложат в этом и следующем годах резко увеличить непроцентные расходы федерального бюджета на обеспечение безопасности страны после захвата террористами заложников в школе Беслана (Северная Осетия), унесшего несколько сотен жизней, полагают опрошенные агентством "Интерфакс-АФИ" эксперты.
Однако, по их мнению, это увеличение ассигнований принесет ощутимые результаты только в том случае, если удастся обеспечить прозрачность и контроль за эффективностью их расходования, что весьма непросто в такой "закрытой" сфере, как силовые структуры.
Рост непроцентных расходов неизбежен, полагают аналитики.
По мнению экспертов, увеличение расходов на силовой блок РФ, уже составляющих около 30% расходной части бюджета, выглядит в сложившейся ситуации практически неизбежным. При этом в следующем году прирост расходов может составить до 1% ВВП по сравнению с проектировками законопроекта о бюджете на 2005 год, уже представленного в Думу.
"Последними событиями, безусловно, воспользуются, чтобы увеличить расходы на оборону и безопасность. Это естественное событие развитие событий, так было и в США после терактов 11 сентября (2001 года)", - говорит эксперт Института экономики переходного периода (ИЭПП) Илья Трунин.
"Думаю, что избежать увеличения непроцентных расходов на силовой блок не удастся не только в 2005 году, но и 2004 году: когда ситуация с доходами настолько хорошая, трудно избежать роста расходов в условиях, когда страна показывает такую незащищенность перед террористической угрозой. И не думаю, что будут хоть какие-то проблемы с утверждением подобного увеличения", - считает аналитик ING Bank Юлия Цепляева.
И.Трунин напоминает, что традиционно в конце года к бюджету принимаются изменения, корректирующие финансирование отдельных сфер. "В этом году вполне возможно, что допдоходы будут направлены в том числе и на увеличение расходов на правоохранительную деятельность и безопасность, это один из приоритетов с учетом последних событий", - говорит он.
В соответствии с законом о бюджете-2004, расходы на финансирование силового блока составляют 730 млрд. Рублей, или 27,5% всех расходов, в том числе по разделу "безопасность и правоохранительная деятельность" - 316,3 млрд. рублей (11,9% всех расходов), "нацоборона" - 413,7 млрд. рублей (15,6% всех расходов). Дополнительные доходы федерального бюджета, по прогнозу Минфина РФ, ожидаются свыше 300 млрд. рублей.
И.Трунин считает, что внесенный в Думу проект бюджета-2005 "также может перекраиваться" в части расходов на силовой блок, поскольку он еще не утвержден в первом чтении, и правительство вполне может вносить к нему поправки. При этом, отмечает Ю.Цепляева, это не будет перераспределение расходов между разделами, это может быть сделано за счет увеличения общих непроцентных расходов на сумму до 1% ВВП и, соответственно, за счет снижения ожидаемого профицита с запланированных 1,5% ВВП до 0,5% ВВП.
В законопроекте о бюджете на 2005 год общие расходы на силовой блок уже увеличиваются в номинальном выражении на 27% по сравнению с этим годом и составляют 927,5 млрд. Рублей, или 30,5% всех расходов бюджета, в том числе на нацбезопасность и правоохранительную деятельность - 398,4 млрд. рублей (13,1% расходов), национальную оборону - 529,1 млрд. рублей (17,4% расходов).
Главное не объем финансирования, а эффективность
Аналитики сходятся во мнении, что только наращиванием расходов вряд ли удастся решить проблему улучшения работы силовых ведомств, поскольку и сейчас эффективность использования бюджетных ассигнований в этой сфере сложно назвать высокой.
"Информации о том, как работает правоохранительная система, особенно система госбезопасности, крайне мало, и что действительно предпринимается и как расходуются деньги - по многим позициям все это засекречено. Но, судя по тому, что происходит, нельзя сделать вывод о том, что эти средства расходуются максимально эффективно", - отмечает И.Трунин.
"На мой взгляд, средства тратятся не совсем неэффективно, мы об этом можем судить по конечному результату, который ограниченный, и естественное для этих ведомств состояние закрытости и секретности мешает обществу увидеть, насколько рационально и как тратятся деньги", - соглашается Ю.Цепляева.
По мнению аналитика Альфа-банка Натальи Орловой, основным шагом для улучшения работы силовых и правоохранительных структур могло бы стать увеличение ассигнований за зарплату сотрудникам правоохранительных органов для преодоления коррупции. "Если мы реально говорим о том, чтобы изменить ситуацию, - это (коррупция) единственная проблема. Конечно, мы можем говорить о том, что нужно создавать какие-то дополнительные структуры, но это все в рамках некоего плана по снижению коррупции", - считает она.
Однако Ю.Цепляева сомневается в том, что все проблемы силовых структур упираются в коррупцию. "Уповать на то, что при повышении зарплаты, скажем, впятеро, коррупция исчезнет, это очень наивно - аппетит приходит во время еды", - говорит аналитик.
Поэтому, по ее мнению, скорее всего, наряду с общим увеличением непроцентных расходов на силовой блок власти предпримут очередную попытку его реструктуризации. "Очевидные последствия того, что произошло -это увеличение непроцентных расходов, большая сфокусированность на реформе силового сектора и его реструктуризации, повышающей эффективность расходов", - считает аналитик.
Силовики вряд ли пойдут на большую открытость, считают аналитики
Вместе с тем, отмечают аналитики, предыдущая практика показывает, что силовые структуры достаточно неохотно идут на повышение прозрачности расходования ими бюджетных средств. Эксперты, например, вспоминают, с каким трудом во второй половине 90-х годов Минобороны и его подведомственные структуры переходили на кассовое обслуживание в единую систему органов Федерального казначейства.
Показательным является заявление министра обороны РФ Сергея Иванова на заседании правительства 23 августа о том, что предложенная Минфином РФ новая бюджетная классификация, представляющая собой сугубо бухгалтерский документ, подрывает боевую и мобилизационную готовность страны, так как выносит состоящие в структуре силового блока расходы на социальную сферу и образование в соответствующие профильные разделы. По словам С.Иванова, Министерство внутренних дел также выступило против новой бюджетной классификации.
Кроме того, отмечают эксперты, примечательно, что доклад вице- премьера Александра Жукова о мерах по повышению результативности работы федеральных органов власти, который рассматривался на заседании правительства 12 августа, касается только подведомственных правительству гражданских ведомств.
По мнению И.Трунина, все призывы о необходимости увеличения расходов на силовой блок должны параллельно сопровождаться усилением гражданского контроля за ним, что подразумевает прозрачность бюджета и его расходования, а также ясность механизмов оценки эффективности произведенных расходов. "Всего этого в настоящий момент нет, а без этого увеличивать расходы на спецслужбы или предусматривать какие-то иные меры нельзя", - говорит аналитик.
Ю.Цепляева скептически оценила возможность большей открытости силового блока. "Боюсь, что с этим ничего нельзя сделать", - посетовала она.