Доходное место. Бизнес рисует новую экономическую карту России

Вторник, 05.10.2004, 00:00

Заселение Севера, поворот сибирских рек, подъем целины – гигантские проекты по переустройству экономики страны отошли в прошлое вместе с социализмом. Сегодня прописку предприятий и развитие отраслей в регионах диктует рынок. Точнее сказать, крупные иностранные и российские корпорации.

Недавно компания «Русский алюминий» подготовила для премьер-министра Михаила Фрадкова доклад «О роли государства в повышении конкурентоспособности российской экономики». Суть его может быть кратко сведена к одной формуле: компания готова строить алюминиевые заводы в России, если государство обеспечит долгосрочную фиксацию цен на электроэнергию для столь энергоемкого производства.

Этот «ультиматум» тем более стоит принять во внимание, что «Русал» в этом году окончательно отказался от строительства алюминиевого завода в Харьковской области, предусмотренного инвестиционным соглашением с украинским правительством при покупке Николаевского глиноземного комбината. Из-за введения в 2000 году законодательных ограничений на поставку дешевой российской энергии стройка стала нецелесообразной: предприятие смогло бы окупиться через 22 года.

Относительно дешевая энергия – основа прибыльной работы «Русала», контролирующего 70% производства первичного алюминия в России. Если в мире энергозатраты составляют 35% в себестоимости тонны «крылатого металла», то в России – всего 20%. 

 Здесь будет город-сад

Титаны советской экономической мысли потратили много времени и сил на создание системы экономического районирования в стране. Первой попыткой стал план ГОЭЛРО, разделивший в 1920 году страну на восемь крупных экономических районов. Еще через год функции районирования перешли к Госплану, нарезавшему территорию России уже на 21 район. Для каждого была определена экономическая специализация. Размещение тяжелых производств привязали к месторождениям руды и угля, легкой и перерабатывающей промышленности – к густонаселенным районам.

Сегодня прежняя система не работает, а новая формируется стихийно и без участия государства. На фоне отсутствия внятной государственной стратегии экономического развития и региональной политики резко обозначился разрыв между инвестиционно привлекательными и депрессивными регионами.

Больше всего денег российские и зарубежные инвесторы вкладывают в Московскую и Ленинградскую области. В прошлом году, например, инвестиции в Подмосковье составили порядка $1,7 млрд, что на 60% больше объема привлеченных в 2002 году инвестиций ($689,3 млн). В то же время ряд регионов с традиционно большим удельным весом ВПК и тяжелых отраслей медленно «загибается». Крупные предприятия-монстры продолжают двигаться по инерции: они постепенно теряют рынки сбыта, но привлечь инвестиции для изменений не в состоянии. Яркий пример – угледобывающие районы. Из-за дороговизны российского угля и высоких транспортных издержек на его перевозку все больше предприятий переходят на другие виды топлива.

«Размещение производительных сил, которое сформировалось при плановой экономике, не соответствует рыночным условиям. В «депрессивных» городах сложился переизбыток либо трудовых ресурсов, либо производственных мощностей, которые сложно диверсифицировать, – объясняет Ольга Изряднова, заведующая лабораторией Института экономики переходного периода. – Спрос изменился, и в прежнем объеме они уже не нужны».

География развития той или иной отрасли теперь определяется заинтересованностью бизнеса в присутствии в конкретном регионе и степенью адекватности местных властей, с которыми компании оговаривают условия освоения территории.

«На наш взгляд, территориальная специализация сохранилась лишь в той степени, насколько продолжили работу предприятия, ради которых эта специализация и внедрялась», – отмечает Антон Стороженко, партнер хэдхантинговой компании Amrop Hever Group.

 Деньги любят счет

 Британская компания Kingfisher, принявшая принципиальное решение о строительстве своих магазинов формата DIY в России, до сих пор не обнародовала стартовый регион. Представители ритейлера объехали все города-миллионники, изучая условия для ведения бизнеса, и прежде всего потребительский спрос. Шведская IKEA, например, посчитала, что третий в России семейный развлекательный центр «Мега» выгоднее строить не в Санкт-Петербурге, а в Казани.

Coca-Cola вложила порядка $850 млн, открыв в России 11 заводов и более 60 дистрибуционных центров. Широкая география предприятий позволяет решать вопросы логистики, уменьшает время доставки продукции до конечного потребителя и обработки заказов клиентов. Заводы компании расположены в крупнейших региональных центрах, где американские газировки имеют гарантированный сбыт.

«На нынешнее развитие компаний уровень транспортных издержек стал оказывать существенное влияние. Раньше эти издержки тоже считались, но за все почти платило государство. Сейчас каждый производитель сам определяет, как выстраивать систему хозяйственных отношений с поставщиками и партнерами, учитывая фактор логистики», – говорит Ольга Изряднова из Института экономики переходного периода.

В пивоваренной компании «Балтика» решение о строительстве заводов в Самаре и Хабаровске обосновывают необходимостью приблизить производство к конечному потребителю. В пресс-службе компании объясняют, что такое расположение предприятий позволяет существенно снизить себестоимость продукции и выпускать недорогие местные сорта пива. Учитывался логистический фактор и в стратегической перспективе: продукцию завода «Балтика-Самара» решили экспортировать в Казахстан, а хабаровское пиво – в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Южно-сахалинская компания «Тунайча», производящая рыбные пресервы и полуфабрикаты, строит сейчас перерабатывающий завод в подмосковном Щелкове. Виталий Вишеров, заместитель коммерческого директора «Тунайчи», отмечает, что в России исторически сложилось размещение подобного производства непосредственно в промысловой зоне, но для вторичной обработки такая привязанность к месту является ограничением. «Европейскому партнеру удобнее и мобильнее приехать в Москву, нежели, например, на Сахалин, для оперативной оценки качества товара и ускорения подписания контракта», – говорит он.

Все производители смотрят на цену ресурсов в регионе. Маркетолог производящей фанеру компании «Еврофест» Наталья Новикова отмечает, что один из факторов выбора Владимирской области для размещения завода компании – богатый лесной фонд области. «Здесь более отлажена поставка фанерного сырья, чем, скажем, в Сибири (из-за элементарного отсутствия дорог и погоды), – говорит Новикова. – Земля относительно дешевая, есть возможность наращивать производство и увеличивать территории застройки. К примеру, сегодня Демидовский фанерный комбинат увеличивает объем производства вдвое, и вопрос о размещении новых производственных мощностей решился чисто технически: сколько нужно – столько будет».

Стоимость или квалификация рабочей силы тоже имеют значение для инвесторов. Как отмечает Антон Стороженко из Amrop Hever Group, при строительстве высокотехнологичных заводов инвесторы в первую очередь обращают внимание на наличие сильной местной системы вузов. Иллюстрацией тому является выбор Нижнего Новгорода и Новосибирска для создания научных центров компанией Intel.

Еще один новый фактор экономического районирования – экология. «Вредные производства уже не размещают в зоне, где они могут оказать влияние на привлекательность региона, – отмечает Ольга Изряднова. – Раньше экология совсем не принималась во внимание, что привело, например, к строительству крупных промышленных предприятий вокруг уникального Байкала». В практике иностранных инвесторов изучение экологических аспектов предшествует решению о размещении производства.

 Чиновники – бизнесменам

Часто несколько крупных компаний оказываются рядом в крохотном городке, потому что местная администрация создала для этого необходимую инфраструктуру. К соответствующей промзоне есть подъездные пути, проведены коммуникации. Отсутствие этих условий увеличило бы как срок строительства производства, так и его смету. Затевая проект «Губернское кольцо», предусматривающий выделение 22 участков вдоль МКАД под строительство торговых центров, правительство Подмосковья обещало инвесторам поддержку в получении разрешительной документации, улучшении подъездных путей, подведении коммуникаций и т.д. Беглый анализ ситуации в населенных пунктах, привлекших сразу несколько крупных инвесторов, показывает, что схема действий местных правителей там такая же.

Бок о бок расположены завод компании Nestle, где производят мороженое и фасуют Nescafe, и молочный комбинат «Вимм-Билль-Данна» в городе Тимашевск Краснодарского края. Сейчас Nestle там же строит с нуля фабрику полного цикла по производству кофе. В компании отмечают, что на выбор места повлияла непосредственная близость к самым крупным сбытовым рынкам мороженого, удобное расположение относительно порта в Новороссийске. Не последнюю роль, по словам представителей компании, сыграли и хорошие партнерские отношения компании с администрацией Краснодарского края (Nestle в Тимашевске с 1998 года).

Как правило, при удачно сложившихся отношениях неместные инвесторы стараются разместить на проверенной земле и последующие проекты. Корпорация Unilever, купившая при выходе на российский рынок косметическую фабрику «Северное сияние» в Санкт-Петербурге, позже открыла на той же территории свое чайное производство и в конце сентября собирается запускать еще один новый проект.

Заинтересованность местных чиновников в реализации инвестиционных проектов положительно сказывается на развитии регионов. «По нашей статистике, одно рабочее место на заводе компании влечет за собой создание по крайней мере еще восьми рабочих мест в смежных отраслях, – отмечает Владимир Кравцов, специалист по связям с общественностью компании Coca-Cola. – К примеру, начиная бизнес в России, мы закупили крупную партию грузовых машин Volvo для доставки продукции. После этого Volvo стала открывать сервисные центры в тех городах, где эксплуатировались машины. Это также касается развития упаковочной отрасли в стране».

Новую экономическую карту страны рисуют бизнесмены. А от чиновников зависит, насколько насыщенными будут ее цвета и насколько гармоничной получится картинка в целом.

читать →