Среда, 15.09.2004, 00:00
Москва. 8 сентября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Правительство РФ увеличило секретность расходов на национальную оборону в проекте федерального бюджета на 2005 год, считает заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Виталий Цымбал.
"Военные расходы закрыты, в этом году стало еще хуже", - сказал он в среду в беседе с журналистами.
По его словам, в целом расходы раздела "национальная оборона" по целевым статьям и видам расходов закрыты на 43%, из них расходы на содержание вооруженных сил закрыты на 34%, на военно-техническое сотрудничество - на 45%, на прикладные и научные исследования - практически на 100%.
Вместе с тем, подчеркнул эксперт, расходы по целевым статьям представляют собой их группировку и не содержат разбивки на конкретные направления, что может относиться к военной тайне.
Эксперт подчеркнул, что к военной тайне могут относиться расходы на разведывательную и контрразведывательную деятельность, а также на операционно-розыскные мероприятия. "Все остальное, в смысле расходов, должно быть открыто, это положение, к сожалению, не выполняется", - подчеркнул эксперт, отметив, что с закрытостью военного бюджета депутаты предпринимают попытки бороться из года в год.
По словам В.Цымбала, в такой обстановке секретности практически нет возможности делать вывод об эффективности военных расходов. "Никакой увязки расходов с результатами нет, разъяснения военного руководства тоже нет", - сказал он.
Эксперт напомнил, что в бюджете-2005 расходы на национальную оборону увеличиваются по сравнению с этим годом в номинальном выражении на 28%, в реальном выражении с учетом инфляции - на 18% - до 2,8% ВВП (529,1 млрд. рублей - ИФ-АФИ). "Эти расходы находятся в пределах средней нормы, которой руководствуется большинство государств в мире", - сказал он, отметив, вместе с тем, что с учетом возросшей террористической угрозы "можно было ожидать и большего результата".
"Но, к сожалению, мы не услышали из уст министра обороны, в чем проявляется это увеличение, на что оно пойдет", - подчеркнул эксперт.
"Мне кажется, что дело сейчас не в самой величине, а рациональном использовании военных расходов", - добавил В.Цымбал, отметив вместе с тем, что ни в проекте бюджета-2005, ни в сопровождающих его открытых документах "никаких намеков" на указание направления расходования этих средств нет.
Эксперт также выразил мнение, что закрытость военных расходов во многом связана с тем, что чиновники, получающие надбавки за секретность, потеряли бы их в случае раскрытия информации. "И в Минфине, и в Минобороны есть люди, которые получают надбавки за секретность; если рассекретить бюджет - они лишатся их", - считает он.