Среда, 15.09.2004, 00:00
Правительству Михаила Фрадкова осталось менее месяца, чтобы подготовиться к серьезному экзамену - первому чтению проекта бюджета на будущий год в Государственной думе. И, судя по всему, экзамен предстоит непростой. Как заявил в среду исполнительный директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Приходько, «документ оставляет двойственное впечатление». Как известно, недовольны проектом главного финансового документа даже некоторые члены кабинета. И вполне возможно, проект бюджета таким же двойственным образом повлияет и на депутатов: "силовики" останутся довольны, а вот "промышленники" нет.
Проект бюджета на будущий год, как признают эксперты, составлялся правительством в достаточно сложных условиях. Работа происходила на фоне продолжающейся перестройки государственного аппарата, в жестких дискуссиях по поводу направлений социальной и налоговой реформ, а так же преобразований в сфере федеративных отношений. В результате бюджет 2005 года можно назвать переходным. В том смысле, что с одной стороны в нем применена новая классификация расходов, соответствующая меняющимся принципам государственного управления, а с другой - так и не удалось до конца реализовать принцип финансирования ведомств в соответствии с результатами их деятельности за предыдущий период. Последнее, как отмечал в своем Бюджетном послании президент России Владимир Путин, является необходимым условием административной реформы.
Куда денут профицит?
Доходы федерального бюджета в будущем году определены в размере 3 трлн. 326 млрд. рублей. Что составляет примерно 18% ВВП. Согласно прогнозу социально-экономического развития, сделанному Министерством экономического развития и торговли, на основе которого Минфин подсчитывал параметры бюджета, рост экономики в будущем году предполагается на уровне 6,3%, инфляция - 7,5%-8,5%, доллар в среднем будет стоить 30 рублей, а реальный эффективный курс национальной валюты должен вырасти не более, чем на 3,2%.
Расходная часть федерального бюджета должна составить 3 трлн. 48 млрд. рублей. Соответственно, профицит, от которого не так давно предлагал отказаться вице-премьер Александр Жуков, составит 278 млрд. рублей. Это даже выше, чем профицит, запланированный в бюджете этого года. И это уже вызвало серьезные споры среди независимых экспертов.
«За период профицитного бюджета власти так и не сумели выработать технологию вовлечения этих средств в экономический оборот, чтобы без ущерба макроэкономической стабильности использовать их как фактор экономического роста», - считает президент Высшей школы экономики Александр Шохин. Но сами правительственные чиновники объясняют необходимость сохранения ситуации, при которой доходы федерального центра превышают его расходы, тем, что в будущем году Россия должна будет заплатить по внешнему долгу на 2 млрд. долларов больше, чем в этом. Общая сумма выплат России зарубежным кредиторам должна составить 11,5 млрд. долларов.
Правда эксперты ИЭПП, признавая качество итоговых цифр социально-экономического прогноза МЭРТа, выдвигают претензии к методике их расчета. По словам заведующего лабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода Сергея Дробышевского, ИЭПП прогнозирует более серьезный отток капитала из страны, и более серьезное увеличение реального эффективного курса рубля. Такой экономический парадокс он объясняет грядущими изменениями в соотношении курсов американской и европейской валют. Зато с увеличением оттока капитала связывает грядущее снижение инвестиционной активности в российской экономики и, как следствие, прогнозирует более низкий экономический рост - 5,5%. Впрочем, отвечая на вопрос Страны.Ru, эксперт признал, что увеличение притока инвестиций в экономику может произойти и при расширении масштабов вывоза капиталов.
Впрочем, к самому бюджету эта дискуссия имеет мало отношения. Более интересен тот факт, что доходная часть бюджета посчитана с ориентировкой мировых цен на нефть в размере 28 долларов за баррель Urals. Напомним, на этот год ориентир был намного ниже - 22 доллара. «Цену нефти прогнозировать очень сложно. Но если она упадет ниже отметки, заданной МЭРТом, правительство может столкнуться с серьезными проблемами», - уверен Сергей Дробышевский.
Межбюджетные отношения: пасынки и любимчики
Не менее интересен в проекте основного финансового закона страны и раздел, касающийся межбюджетных отношений. «В проекте бюджета появились новые подходы к оказанию финансовой помощи регионам, однако в этом же разделе есть статьи, которые вызывают подозрения в возможном неэффективном использовании государственных средств», - считает заведующий лабораторией проблем фискального федерализма и субнациональных финансов ИЭПП Илья Трунин. В первую очередь он указывает на очередной резерв, который намерен создать кабинет министров для «сбалансированности региональных бюджетов». Для этих целей федеральный центр намерен держать «про запас» почти 30 млрд. рублей. Не нравится экспертам ИЭПП и то, как правительство намерено распределить между регионами 70 млрд. рублей «инвестиционной помощи». Большая их часть достанется трем, далеко не самым депрессивным регионам - Москве, Татарии и Башкирии. В первую очередь эти деньги должны пойти на строительство и ремонт автомобильных дорог.
«Интересно и другое. В документе отдельной строкой прописаны межбюджетные отношения с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами. Тогда как отношения с другими подобными образованиями теперь будут строиться через бюджеты так называемых «материнских» областей, в состав которых входят автономные округа», - говорит Илья Трунин. Почему вдруг для двух регионов сделано такое исключение, честно говоря, не совсем понятно.
Оборона
Что касается раздела «национальная оборона», то ассигнования на последнюю должны возрасти на 28%, по сравнению с нынешним годом. А с учетом инфляции - на 17%. В результате, армия и правоохранительные органы получат сумму, равную 2,8% ВВП. В военном бюджете запланирован запуск системы ипотечно-накопительного кредитования для военнослужащих, строительство служебного жилья для министерства обороны. Однако странным образом оказалось незаложенным увеличение денежного довольствия контрактников. На это также обращают внимание эксперты Института экономики переходного периода.