Цифры стремятся к задаче

Среда, 15.09.2004, 00:00

Вчера эксперты Института экономики переходного периода (ИЭПП) поделились с журналистами своей точкой зрения на бюджет-2005. Помимо всех прочих его недостатков, они выделили чрезмерную закрытость военных расходов.

Несмотря на то что независимые наблюдатели окрестили новоиспеченный бюджет военно-полицейским из-за роста расходов на силовой блок на 30%, эксперты считают, что в связи с возросшей террористической угрозой «можно ожидать и большего результата». По словам заведующего лабораторией военной экономики ИЭПП Виталия Цымбала, на национальную оборону в следующем году будет потрачено на 28% больше, чем в прошлом году, а с учетом инфляции – на 18%, что составит до 2,8% ВВП. «Эти расходы находятся в пределах средней нормы, которой руководствуется большинство стран мира», – отметил экономист.

Впрочем, не исключено, что непроцентные расходы федерального бюджета на обеспечение безопасности страны в этом и в следующих годах резко возрастут. Власти уже высказывали подобные предложения после трагедии в Беслане. Однако эксперты ИЭПП считают, что результатов от такого увеличения ждать не стоит, потому что пока непонятно, на какие цели эти деньги будут направлены. «Нет увязки расходов с ожидаемым эффектом. Мы не услышали из уст министра обороны, в чем заключается это увеличение и на что оно пойдет», – подчеркнул Виталий Цымбал.

Главная «беда» бюджета-2005 – его закрытость, считают специалисты. «Военные расходы закрыты, в этом году стало еще хуже», – констатирует Виталий Цымбал. По его словам, целевые статьи расходов раздела «национальная оборона» засекречены на 43%. Из них расходы на содержание вооруженных сил «недоступны» на 34%, на военно-техническое сотрудничество – на 45%, а на прикладные и научные исследования – практически на все 100%.

Причем военные расходы по целевым статьям сгруппированы, а не разбиты на конкретные направления. «Ни в проекте бюджета-2005, ни в сопровождающих его документах никаких намеков на указание направления расходования этих средств нет», – посетовал эксперт. Поэтому их можно отнести к военной тайне. Между тем, как подчеркивают специалисты ИЭПП, по закону о государственной тайне, засекреченными могут быть лишь разведывательная деятельность и оперативно-разыскные мероприятия.

Одну из причин закрытости военных расходов бюджета экономисты видят в корыстных интересах чиновников. «И в Минфине, и в Минобороны есть люди, которые получают надбавки за секретность. Если рассекретить бюджет – они их лишатся», – пояснил Виталий Цымбал.

Впрочем, те статьи, которые оказались «прозрачными», не соответствуют реальным потребностям. В частности, уровень денежного довольствия контрактников в следующем году будет очень низкий – 5 тыс. руб. Такой оклад не достигает даже средней по России зарплаты (она уже давно перевалила за 6 тыс. руб.), тогда как эксперты ИЭПП считают, что он на 20% должен ее превышать. Иначе под сомнение берутся планы правительства по переходу на систему контрактной службы в армии.

Впрочем, эффективность использования бюджетных средств в целом вызывает у специалистов не меньше нареканий. По их мнению, правительство, составляя сетку доходов и расходов, исходит из ложных показателей. Как заявил заведующий лабораторией денежно-кредитной политики ИЭПП Сергей Дробышевский, итоговые цифры бюджета могут не совпасть с намеченным из-за того, что правительство завысило темпы роста ВВП.

Проект бюджета на следующий год исходит из прогноза роста ВВП на 6,3%. Г-н Дробышевский убежден, что снижение инвестиционной активности и более сильное, чем запланировали финансовые власти, укрепление рубля (на 6,5–6,9% вместо 3,2%) ограничит рост на уровне 5,5%. По его словам, «цифры стремятся к задаче» удвоения ВВП. Такое завышение, считает специалист, увеличивает риски, связанные с возможным в следующем году падением цен на энергоносители. «Правительство недооценивает вероятность падения цен на нефть», – полагает он. А если цены и в самом деле упадут, заявленный в бюджете объем доходов достигнут не будет.

© 2003, «ЗАО «Газета Новые Известия»

читать →