Среда, 17.07.2002, 00:00
Ольга Ивановна, по сводке Госкомстата, общий объем промышленного производства в России вырос на 4,4% (а с учетом календарного фактора на 6,1%), причем аналитики связывают это не с подъемом инвестиций, а с ростом потребительского спроса. В дальнейшем, некоторые аналитики предсказывают, напротив, снижение потребительского спроса и рост инвестиций. Можно ли в связи с этим говорить о потребительском буме, и насколько правы те, кто предсказывает в дальнейшем рост инвестиций в промышленность?
Во-первых, во втором квартале у нас шел рост инвестиций, и динамика инвестиций опережала динамику потребительского спроса. А потом, противопоставлять один фактор другому совершенно неправомерно - ни в теории, ни в практике. У нас вместе с ростом инвестиций повышается потребительский спрос, потому что растут доходы населения, идет повышение заработной платы. Поэтому здесь такие прогнозы давать рискованно, разделение этих факторов не всегда целесообразно.
Насчет бума могу сказать - нет ни потребительского, ни инвестиционного бума. Есть нормальное развитие двух тенденций. На первом этапе послекризисного периода у нас был основной акцент на подъем инвестиционного спроса, и несколько зажимался потребительский спрос. Потребительский спрос в этом случае служил неким ограничителем инвестиционного спроса. А в 2001-ом году началась тенденция ускорения роста потребительского спроса по сравнению с инвестициями. Это дает стимул для развития производства. А инвестиционный спрос будет в том случае, если эти инвестиции будут размещаться не в ограниченном круге отраслей, но будет происходить сбалансированный подъем инвестиционной деятельности во всей структуре экономики.
17 июля 2002
Ольга Ивановна, каковы, по-Вашему, перспективы развития малого бизнеса в российских регионах?
На такой вопрос очень трудно ответить…
Однако можно однозначно сказать, что перспективы развития малого бизнеса, в связи с принятием нового законодательства, изменением режима налогообложения и общей конъюнктуры, расширяются. Ведь позитивная тенденция развития малого бизнеса у нас сформировалась где-то к 97-ому году. Тогда появились признаки того, что малые предприятия достаточно эффективно влияют на динамику производства. А посткризисное развитие еще более утвердило их позиции на внутреннем рынке. И последние решения, я думаю, еще больше активизируют их деятельность.
Это такой вопрос, на который очень трудно ответить «в общем». «В общем» может быть только такая позитивная оценка, а чтобы ответить конкретно, нужно просматривать развитие точечно. Когда я изучала влияние развития малого бизнеса в разных отраслях, у меня сложилась позитивная оценка. Ведь настолько энергичные и интересные проекты создают, настолько интересные решения находят, причем в совершенно разных сферах – от небольших предприятий по производству уникального оборудования до косметической, пищевой, стекольной промышленности! Охватывается очень большой спектр видов промышленности.
Малые предприятия занимают очень хорошие позиции и ищут свою нишу на рынке. Правда, это я говорю больше по московским и подмосковным предприятиям, в целом по стране затрудняюсь сказать, однако у меня сложилось очень хорошее впечатление. А снятие барьеров должно позволить им как-то выйти из трудностей.
А какие барьеры препятствуют развитию малых предприятий на административно-законодательном уровне?
В целом, существуют очень большие проблемы с регистрацией этих малых предприятий, с определением их статуса. Когда трудно все прописывать, это подавляет инициативу. Когда вы должны сходить в 20 мест, чтобы зарегистрировать предприятие, и всем дать взятки – это серьезно тормозит дело.
Также рост доходов затрудняет очень высокая доля налогообложения, очень труден бухучет.
ОАО «Российский банк развития» в 2002-2003 гг планирует направить до 300 миллионов рублей на реализацию программы кредитования субъектов малого предпринимательства в регионах, причем основные средства будут направлены на развитие строительства и промышленности. Почему уделяется такое внимание именно этим региональным структурам?
Если посмотреть такую длительную динамику, то получается следующее. Вот я, допустим, слежу за иностранными инвестициями, как они у нас стали фиксироваться в статистике с 93-его года, как они у нас поступают. Основные вложения идут по трем отраслям – промышленность, транспорт и строительство, причем транспорт идет вместе со связью. И это прямые инвестиции, не портфельные, а прямые. Так что вкладывание средств именно в эти отрасли ничем новым не является. Просто более жестко декларировано, что будут развиваться какие-то отрасли промышленности. Это просто продолжение уже сложившихся тенденций.
У нас достаточно высокая окупаемость вложений. Ведь эти вложения идут, если посмотреть, допустим, (я беру малое предпринимательство), в пищевую промышленность и в какие-то конкурентоспособные машиностроительные производства. Еще вкладываются в легкую промышленность. Там высокая окупаемость вложений, и она не требует таких больших капитальных затрат, потому что, например, в пищевой промышленности можно внедрить новые технологии, упаковки. То есть внедрить такую систему мероприятий, которая сначала не требует затрат, а уже потом, по мере того как развивается рынок, может трансформироваться во что-то другое. Расширение бизнеса идет взаимосвязанно с расширением собственно производства - строительством новых предприятий, и тому подобным.
Что касается строительства, то оно всегда было очень привлекательной сферой, учитывая наш дефицит и жилья, и строительных зданий, и оборудования, коммуникаций.
Поэтому, это логичное развитие того, что уже сложилось и что представляет интерес для иностранного капитала.
А окажется ли действенной эта помощь, и дойдут ли эти средства по назначению?
Как показывает практика, в других странах подобная помощь доходит. И в России, когда контролируются какие-то производства, она тоже доходит по назначению. Однако по данному конкретному случаю я ничего сказать не могу. Конечно, хочется надеяться, что средства дойдут до тех, кому они предназначены. Тем более, что размещение этих инвестиций может быть на конкурсной основе. Это тоже может гарантировать, что они дойдут до тех, кому это нужно.
Это все должно рассматриваться в контексте законодательных мер, в контексте изменения налогообложения и вообще функционирования малого бизнеса. Если все удачно совпадает, то можно надеяться на хорошие результаты.
16 июля 2002