Пятница, 01.03.2019, 14:17
1 марта 2019 г. в Институте Гайдара прошел круглый стол «Бюджетное правило и структурный профицит ликвидности. Разворот тенденции», организованный совместно с Клубом банковских аналитиков и макроэкономистов. Собравшиеся эксперты оценили вклад бюджетного правила в финансовую стабильность, а также воздействие профицита ликвидности на финансовые рынки страны. Отдельное внимание было уделено вопросам развития банковской системы в России.
В 2015–2016 гг. тенденция изменилась, профицит ликвидности вновь стал увеличиваться: кредитная активность населения начала падать, граждане вернулись к сберегательной модели поведения - розничные депозиты стали основным источником «лишних» денег. В 2017–2018 гг. ситуация поменялась: стали расти объемы бюджетов всех уровней и страна перешла на профицитный бюджет, который стал основным источником роста профицита ликвидности.
Сегодня, по мнению эксперта, одним из источников ликвидации «лишних» денег в экономике может стать дальнейший рост кредитования населения, что достаточно опасно для финансовой стабильности. «В среднем по миру отношение банковских кредитов к депозитам населения составляет 40%, Россия достигла этого уровня в начале 2006 г. и с тех пор к нему не возвращалась», – отметил Алексей Ведев. Этот показатель активно рос и в 2008 г. достиг 80%), следующий пик пришелся на 2014 г. (около 80%), после чего вновь наметилась тенденция к снижению данного отношения.
Но теперь показатель стремительно возвращается к предкризисному уровню одновременно с падением темпов роста номинальных доходов населения: отношение кредитов к депозитам превысило 50%, что говорит о перекредитованности граждан. Однако дальнейший рост кредитования весьма вероятен, констатировал эксперт Института Гайдара. Одновременно роста кредитования предприятий ожидать не стоит, хотя юрлица традиционно являются нетто-заемщиками банковского сектора – последние годы кредитная активность предприятий практически не меняется и остается на достаточно пассивном уровне. «Если мы рассчитываем выйти на точку роста экономики и повышения инвестиционной активности, эта динамика должна измениться», – резюмировал Алексей Ведев.