Пятница, 15.11.2019, 16:23
Старший научный сотрудник лаборатории инновационной экономики Института Гайдара Степан Земцов принял участие в программе «Тем временем. Смыслы» с Александром Архангельским на телеканале «Россия К» ("Культура").
Тема передачи была озаглавлена как «Борьба за климат или смерть». Отвечая на вопросы ведущего, Земцов Степан отметил, что в целом в среде экспертов-климатологов процесс изменения климата не подвергается сомнению. Об этом свидетельствуют доклады межправительственной группы экспертов по изменению климата, получившей в 2007 году Нобелевскую премию мира.
Разногласия начинаются, когда речь заходит, о роли антропогенной деятельности, выбросов углекислого газа в этих процессах. В 2018 году Нобелевскую премию по экономике получил Уильям Нордхаус, показавший связь между выбросами CO2 и отрицательными эффектами для экономики и населения: чем выше выбросы, тем ниже продолжительность жизни. Кроме того, растут расходы на борьбу с загрязнением, растут риски бедствий, снижается экономический рост в долгосрочной перспективе.
Экологические издержки и риски изменения климата нарастают, особенно для северных широт России. Таяние вечной мерзлоты, увеличение числа опасных природных явлений, увеличение смертности от загрязнения природной среды – это объективные статистически фиксируемые процессы в нашей стране. Поэтому России необходима адаптация к идущим процессам вне зависимости от того, являются ли они природными или вызваны деятельностью человека.
В тоже время за полвека до появления Греты Тунберг, лауреат Нобелевский премии по экономике и наш бывший соотечественник Саймон Кузнец говорил о снижении антропогенного влияния вместе с экономическим развитием общества ("кривая Кузнеца"): повышается спрос на чистую среду, долголетие, увеличивается уровень внедрения ресурсосберегающих технологий, возникают соответствующие институты и т.д.
У. Нордхаус считает, что новые институты и технологии по мере развития общества должны частично решить проблему антропогенного влияния. Одним из подобных институтов является торговля квотами на выбросы (Киотское соглашение), создание соответствующих НКО - Greenpeace России, WWF, SDSN Russia, а также принятие более строгих экологических норм (Евро-6).
«В нашем исследовании показано, что нарастание экологических проблем и исчерпание потенциала сырьевой модели роста в России требуют разработки новых инструментов социально-экономической политики с учетом целей устойчивого развития», - отметил С. Земцов. Развитые страны сокращают выбросы, экономят ресурсы, восстанавливают леса, а развивающиеся - пока идут в противоположном направлении. Но экологическая эффективность глобальной экономики в целом растет.
В России же доля возобновляемых источников энергии сокращается, хотя за 1998-2017 гг. устойчивое развитие, сочетающее рост подушевого ВРП и экологической эффективности, наблюдалось более половины периода в большинстве регионов России. «Для распространения этой модели потребуется привлечение инвестиций в высокотехнологичный сектор, повышение энергоэффективности за счет новых финансовых инструментов, развитие возобновляемых источников энергетики и внедрение концепции экогорода», - отметил С. Земцов.