Пятница, 19.09.2014, 09:08
19 сентября Научный руководитель Института Гайдара Сергей Синельников-Мурылев принял участие в Международном инвестиционном Форуме в Сочи, выступив в рамках делового завтрака, темой которого стала «Сбалансированность бюджета или ускорение роста: время выбирать?».
В своем выступлении Синельников-Мурылев затронул проблему сбалансированности региональных бюджетов, которая может усугубиться принятием крупных государственных инициатив. Он отметил, что за период 2007–2012 гг. региональные бюджеты в целом были сбалансированы за исключением пика кризиса в 2009 г., когда общий дефицит составил 0,8% ВВП, и 2012 г., когда дефицит составил 0,5% ВВП. Определяющую роль в обеспечении общей сбалансированности региональных бюджетов играл федеральный бюджет через механизм межбюджетных трансфертов. Так, в 2012 г. дисбаланс на региональном уровне начал нарастать в результате снижения объема трансфертов до докризисного уровня при неизменности объема налоговых доходов.
Объем доходов региональных бюджетов в 2013 г. достиг исторического с 1995 г. минимума – 12% ВВП (при 15% ВВП в докризисный период 2007–2008 гг. и 13–14% ВВП в 2011–2012 гг.) при сохранении расходов на уровне выше 13% ВВП. Основным препятствием для большего сокращения расходов стала необходимость исполнения майских президентских указов 2012 г. в части повышения зарплат бюджетникам. Два основных негативных последствия: рост регионального долга и снижение инвестиционных расходов.
Прогнозируется дальнейшее замедление темпов экономического роста до 0,5%. На региональном уровне общий объем доходов в 2014 г. может оказаться лишь на уровне 2013 г. за счет увеличения налоговых доходов и одновременного сокращения федеральных трансфертов (и то и другое в объеме 0,2% ВВП). В то же время расходы могут вырасти на 0,5 п.п. ВВП при 100%-ном выполнении плана по расходам. В этом случае общий дефицит региональных бюджетов достигнет 1,5% ВВП.
В целом увеличение сбалансированности региональных бюджетов в среднесрочной перспективе возможно за счет трех источников:
1) увеличение трансфертов из федерального бюджета;
2) передача на региональный уровень дополнительных налоговых доходов (либо введение новых региональных налогов);
3) передача с регионального на федеральный уровень определенных расходных полномочий (либо просто сокращение объема расходных полномочий региональных бюджетов), например, полномочий по выплате страховых взносов за неработающее население в систему ОМС (0,5% ВВП в 2013 г.)