Четверг, 13.02.2014, 11:36
Одной из основ ЕЭП является свободный рынок капитала, который включает в себя прямые инвестиции в предприятия, акции, недвижимость, а также кредитование и вложения в другие финансовые инструменты. Свобода движения капитала подразумевает предоставление в каждой из стран национального режима для всех хозяйствующих субъектов, учрежденных на территории ТС и ЕЭП, а также снятие внутри ЕЭП всех барьеров и единую политику в отношении третьих стран.
Наталья Постникова - старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара
Комментарий подготовлен на основе статьи Н. Постниковой в "Российской газете"
Основным направлением прямых инвестиций является учреждение предприятий (включая филиалы и представительства). Сравнительный анализ действующего в странах ТС и ЕЭП законодательства о регистрации предприятий позволяет сделать вывод об успехе проведенных в последние годы реформ. Существенно сокращены сроки процедур регистрации предприятий: 5 дней в России, 1 день в Беларуси и 1 день в Казахстане (10 дней - при регистрации акционерных обществ). Были снижены регистрационные сборы: в России - 4 тыс. российских рублей, в Беларуси - около 1,5 тыс. российских рублей, в Казахстане - около 2,4 тыс. российских рублей. Также во всех трех странах снижен размер минимального уставного капитала и введена система "единого окна" для подачи документов на регистрацию. При этом существенным различием для стран ТС и ЕЭП остается порядок учреждения филиалов (представительств) юридических лиц. В Казахстане при учреждении филиалов (представительств) всех юридических лиц применяется национальный режим, а в России и Беларуси для иностранных юридических лиц применяются более долгие сроки регистрации их филиалов и повышенные пошлины. Регистрация филиалов (представительств) существенно сокращает расходы бизнеса на управление, упрощает внутренний контроль, создает большую степень защиты от рейдерства. Кроме того, снимает налоговые вопросы, связанные с трансфертным контролем над ценами, в рамках концепции ЕЭП было бы логичным использовать опыт Казахстана и ввести на территориях России и Беларуси национальный режим в отношении учреждения филиалов (представительств) нерезидентов. В первую очередь такой порядок мог бы быть введен в отношении нерезидентов - резидентов ЕЭП.
Другим не менее важным вопросом для развития общего рынка капитала признается снятие валютных барьеров. Начиная с 1 января 2007 года, в России были отменены валютные ограничения в отношении операций с движением капитала и значительная часть валютных ограничений в отношении текущих операций. Аналогичные тенденции наблюдаются в Казахстане. В Беларуси продолжают применяться жесткие меры контроля и ограничений в отношении репатриации валютных средств. Действует обязательная продажа 30% валютной выручки, установлены жесткие сроки репатриации валюты при экспортных сделках - 90 дней и сделках импорта - 60 дней, установлен запрет на перечисление авансов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, применяются меры уголовной ответственности (до трех лет лишения свободы) за невозвращение иностранной валюты в размере, превышающем 2 тыс. базовых величин (около 900 тыс. российских рублей). Кроме того, правительство Беларуси проводит активную политику "дедолларизации" экономики: действует ограничение на открытие резидентами счетов в зарубежных банках и уголовная ответственность (до двух лет лишения свободы) за открытие зарубежного счета без разрешения Национального банка Республики Беларусь, с 2009 года в Беларуси запрещены внутренние валютные кредиты для физических лиц. С октября 2013 года введены дополнительные требования к банкам, предоставляющим валютные кредиты юридическим лицам.
Такая валютная политика позволила Беларуси за последний год существенно сократить темпы инфляции. По данным Межгосударственного банка СНГ, потребительские цены в сентябре 2013 года к декабрю 2012 года выросли на 10% против 16,1% в январе-сентябре 2012 года. Но для формирования ЕЭП необходима большая готовность Беларуси к валютной либерализации.
В условиях глобализации, в том числе региональной интеграции в рамках ТС и ЕЭП, особого внимания заслуживает вопрос концентрации капитала (экономической концентрации). Среди существенных различий антимонопольного ограничения экономической концентрации в странах ТС и ЕЭП можно указать следующее. В Казахстане к сделкам, которые могут приводить к экономической концентрации, отнесено приобретение прав по договорам доверительного управления, поручения, совместной деятельности, а также участие в управлении разными юридическими лицами одних и тех же физических лиц. В России и Беларуси такие случаи законом не предусмотрены. Значительно отличаются и стоимостные критерии оценки активов и выручки в целях осуществления государственного контроля и ограничения экономической концентрации. В России применяются показатель выручки - более 10 млрд рублей (1 млрд рублей для нерезидентов) или показатель активов - более 7 млрд рублей, в Казахстане показатели выручки или активов - более 3,7 млрд российских рублей, в Беларуси показатель выручки - более 90 млн российских рублей или показатель активов - более 45 млн российских рублей. Без дальнейшего сближения антимонопольного законодательства стран ТС и ЕЭП будут возникать большие проблемы при интеграции бизнеса в рамках ЕЭП.
Сегодня готовятся к подписанию договор о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации и соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, осуществляется ряд мер по созданию органов наднационального контроля в финансовой сфере, к 2020 году запланировано взаимное признание лицензий на осуществление видов деятельности в секторах услуг, выданных в любой из трех стран.
Договорно-правовая основа в виде базовых трехсторонних соглашений для создания ЕЭП практически уже полностью готова, но в направлении гармонизации национального законодательства стран ТС предстоит еще достаточно большая работа. Основными препятствиями гармонизации являются различные уровни экономик трех стран. Примером преодоления такого рода проблем является опыт Европейского союза, который может помочь существенно сократить сроки формирования ЕЭП и сроки появления значимого для международного разделения труда нового интеграционного объединения - ЕАЭС.