Четверг, 23.01.2020, 14:03
Заведующая лабораторией развития налоговой системы Института Гайдара Наталья Корниенко приняла участие в передаче «Технологии и налоги: как цифровизация помогает выводу экономики из тени», состоявшейся на РБК 17 января.
Отвечая на вопрос ведущего, эксперт отметила: «Режим самозанятых позволяет людям, чей доход не превышает 2,4 млн рублей в год, хоть как-то обелить свои доходы. Мы по чекам видим, что наша экономика в разы больше, как минимум в 1,5 раза, чем то, что мы видим по налоговой отчетности. Поэтому нам нужно, чтобы люди вышли из “серой“ зоны. Конечно, это вопрос доверия. ИП уплачивают сейчас налоги по вполне сопоставимой ставке, но у них еще фиксированный платеж в фонды. Для самозанятых фондов нет. Более того, вы можете работать где-то по трудовому договору и зарегистрироваться как самозанятый. Неважно, чем вы будете заниматься, важно, чтобы вы остались в пределах 2,4 млн рублей.
Произошло расширение системы: на сегодняшний день 23 региона участвуют в специальном налоговом режиме. При этом в финансовом обосновании законопроекта мы даже не указываем, сколько мы ожидаем поступлений. Реально невозможно просчитать поступления, здесь психологический момент. Мы хотим, чтобы люди получали легальные доходы. Понятно, что нагрузка достаточно велика, это иллюстрирует пример с ИП, которые должны платить достаточно большие суммы в фонды, независимо от того, есть у него доход или нет. Государство это требует не от хорошей жизни. У самозанятых ставка только 4,6%.
Другой вопрос – доверие. Если я выйду из тени, а на следующий год мне предложат фиксированный платеж? И он будет такой же несправедливый? Как быть? Это не в области налогов, это в области мандатов и заявлений правительства. Сейчас поменялось правительство, может быть, будет больше доверия. В какой бы стране люди не жили, они везде должны платить налоги, делать какие-то отчисления в пользу государства – будь то глава племени, который собирает оброк, будь то нормальная государственная система. Так или иначе, в каждом государстве люди платят налоги. Это неизменно. Если вы не хотите платить налоги здесь, вам нужно уехать в другую страну. Но в других странах еще более жестко взимаются налоги, и везде следят за их уплатой. А сейчас существует автоматический обмен налоговой информацией. Все, кто открывают счета заграницей, должны их зарегистрировать, иначе им не откроют эти счета, они должны уведомить. Поэтому вся информация видна. Это просто вопрос времени, когда будет введен контроль за расходами. Весь мир двигается в этом направлении. Это неизбежность. Пока законодатели ничего не делают в этом направлении, но это будет через 3–5 лет. Это естественный ход событий».
На вопрос ведущего, сможет ли государство перейти к налогообложению не процесса, а результата, Н. Корниенко ответила: «Государство может пойти на это и, наверное, пойдет на это в какой-то определенный момент. Обложение физических лиц, которое мы сейчас имеем, в совокупности содержит в себе мало механизмов, предоставляющих возможность вычета расходов. Во всем мире физические лица в рамках налога на доходы могут вычесть свои расходы – на коммуналку, на налоги и т.д. У нас теперь все привлечены к налогообложению – у всех есть ИНН, всех посчитали. Настало время людям дать возможность вычитать свои расходы. Хотелось бы, чтобы наша налоговая система, а цифровизация – это просто технологии, которые упрощают документооборот, позволяла выстроить более справедливую модель, чтобы можно было вычитать расходы. Я думаю, что правительству нужно предложить это людям, это было бы элементом справедливости».