Friday, 12.12.2025, 12:00
С 14 по 18 ноября в Китае прошел Российско-китайский международный форум по инновационному сотрудничеству в области молекулярной медицины, где приняли участие научные сотрудники лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Мария Гирич и Ольга Магомедова. Мероприятие призвано разработать новую дорожную карту инновационного сотрудничества в молекулярной медицине и внести импульс в устойчивое развитие глобального здравоохранения.
Очно, на площадке Национального научно-исследовательского института инноваций нанотехнологий г. Гуанчжоу Мария Гирич рассказала о барьерах для экспорта медицинских услуг из России в Китай. Она выделила проблемы экспорта телемедицинских услуг. Например, в Китае онлайн-диагностику в телемедицине могут осуществлять только медицинские учреждения, лицензированные в Китае, хотя допускается B2B-взаимодействие с иностранными медицинскими учреждениями путем заключения соглашений. Тем не менее российские компании без лицензий не смогут оказывать услуги в Китае. Российским агрегаторам, таким как «СберЗдоровье», для оказания телемедицинских услуг потребуется лицензия «интернет-больницы», а также интеграция с провинциальной платформой надзора за интернет-медицинскими услугами, соблюдение специальных правил защиты информации, ведение электронных историй болезни и др. Кроме того, дополнительные ограничения для российского цифрового здравоохранения создают требования к онлайн-рекламе: необходимо получать разрешение на рекламу медицинских услуг, таргетируемую на Китай, что также затрудняет продвижение российских медицинских услуг для китайских пациентов. Также была Мария Гирич отметила необходимость введения медицинских виз до года с возможностью многократного въезда, развития совместных ИИ-проектов в медицине (например, в сфере рентгенологии – в Китае не хватает специалистов в данной сфере).
Ольга Магомедова выступила онлайн, рассказав о проблемах доступа разработчиков ИИ-технологий к данным о здоровье в России и Китае. В России и Китае принят схожий нормативный подход к определению статуса данных о здоровье, от которого зависит возможность разработчиков использовать такие данные для обучения алгоритмов ИИ. В обеих странах требуется обезличивать данные о здоровье перед их использованием в исследовательских целях, но это негативно отражается на качестве данных. Эксперт подчеркнула, что Россия и Китай по-разному решают эту проблему. В России проблему доступа разработчиков к качественным данным о здоровье пытаются решить в рамках экспериментально-правовых режимов, а в Китае – в рамках частных партнёрств по данным между технологическими компаниями и больницами, когда разработчики используют данные о здоровье непосредственно на информационной инфраструктуре больницы. Такая внутригоспитальная модель доступа к данным снижает риски для безопасности данных о здоровье. Чтобы содействовать развитию таких практик в России, Ольга Магомедова рекомендовала национальным регуляторам развивать стандарты и рекомендаций по обращению с данными (например, спецификации по безопасности частных информационных систем для медицинских организаций), а также для решения проблемы состыковки запроса от разработчиков на конкретные виды данных и предложения доступа к таким данным от держателей данных необходима координационная помощь регуляторов (например, централизованная платформа для координации исследователей по данным, аккумулируемым российскими медицинскими организациями).