Friday, 11.04.2025, 16:07
4 апреля Любовь Филин, заведующая лабораторией доказательной регуляторики Института Гайдара, приняла участие в IХ
В рамках сессии «Роль платформенной занятости в стабилизации экономики: радиус возможностей» Любовь Филин представила доклад, посвященный основным характеристикам цифровых платформ занятости, и отметила, что платформенная занятость — это не только экономический, но и значимый социальный феномен, требующий чётких и обоснованных регуляторных решений.
Любовь Филин акцентировала внимание на необходимости разграничения цифровых платформ занятости от других платформ: не каждая цифровая платформа является цифровой платформой занятостью. Ключевым отличием ЦПЗ является её активное вмешательство в отношения между заказчиком и исполнителем, включая организацию взаимодействия занятого и заказчика, определение стоимости услуг исполнителя, контроль за качеством и ходом оказания услуги, алгоритмическое назначение исполнителей.
На основание изучения лучших международных практик регулирования эксперт выделила два основных подхода к регулированию платформенной занятости:
1. регулятор определяет признаки платформенной занятости (Европейский Союз, Индия (федеральный уровень и штат Раджастхан);
2. регулятор определяет сферы, где чаще всего реализуется модель платформенной занятости: такси, доставка еды (США, Южная Корея, Индия (федеральный уровень)).
Однако, по мнению Любовь Филин, оба эти подхода ведут к одному эффекту — под регулирование попадают истинные цифровые платформы занятости, которые организуют взаимодействие занятого и заказчика.
В то же время, эксперт отметила, что в российском проекте Федерального закона «О платформенной экономике» цифровые платформы занятости не выделяются как отдельные типы платформ, что ведет к отсутствию дифференции разных видов цифровых платформ.
В завершении выступления Любовь Филин подчеркнула вклад цифровых платформ занятости в обеление теневого сектора: «за счет своих
В целом, на форуме было отмечено, что платформенная занятость способствовала росту благосостояния граждан. Особое внимание было уделено необходимости повышению информирования занятых платформами о добровольном социальном страховании. Например, занятый в формате «конструктора» на цифровой платформе может выбирать страховые продукты, которые ему необходимы, и покупать их.