Пятница, 18.01.2019, 08:32
16 января в рамках Гайдаровского форума–2019 директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский на панельной дискуссии «Налоговая политика как фактор конкурентоспособности российского бизнеса» представил ключевой доклад.
Выступление основано на исследовании, подготовленном коллективом авторов Института Гайдара и Президентской академии.
В своем выступлении С. Дробышевский подчеркнул, что налоговая система России, сформированная в начале 2000-х годов в условиях окончания трансформационного спада и до периода роста цен на нефть, представляет собой один из первых в мире успешных примеров применения плоской шкалы подоходного налога и по сравнению с другими странами выглядит если не «идеальной», то вполне конкурентоспособной.
На протяжении последних шести лет основным принципом налоговой политики было сохранение неизменных налоговых условий (ставок основных налогов), совершенствование структуры и администрирования отдельных налогов, а также автоматизация налогового администрирования в целом. В рейтинге Всемирного банка Doing Business за 10 лет с 2009 года по компоненте «Налоги» Россия поднялась с 134-го на 53-е место. Российская налоговая система в значительной степени отвечает критериям «оптимальной налоговой системы», однако в ее отношении существует устойчивый набор «мифов», вызывающих бурные дискуссии как в бизнес-сообществе, так и при разработке и обсуждении бюджетных законов.
Среди «мифов» докладчик упомянул такой: налоговая нагрузка в России непомерно высока, налоги препятствуют инвестициям.
Согласно же статистическим данным, в 2017 г. средняя эффективная налоговая ставка (EATR) в России равна 16,7% (в среднем по ОЭСР 21,6%), а предельная эффективная ставка налога (EMTR) составляет 7,9% (в среднем по ОЭСР 13,9%). Поэтому в докладе делается вывод: налоговые условия для реализации инвестиционных проектов в ненефтегазовом секторе как минимум не хуже, чем в большинстве стран – членов ОЭСР и БРИКС.
Был назван еще один «миф»: проблемы бюджетного федерализма легко решить с помощью перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.
По подсчетам же авторов доклада, меры по перераспределению налоговых поступлений, безусловно, несколько усиливают налоговую самостоятельность регионов, но не приводят к решению имеющихся проблем: изменение ставок налога на прибыль и НДФЛ усугубляет межрегиональное неравенство доходов регионов; подушевое распределение части НДС или введение налога с продаж сокращают фискальное неравенство, но меньше, чем дотации на выравнивание; передача налога на добычу прочих полезных ископаемых и водного налога в КБР по нормативу 100% сокращает фискальное неравенство, но увеличивает налоговые доходы регионов лишь на 0,3 %.
В связи с этим в докладе делается вывод о том, что невозможно передать регионам существенные дополнительные финансовые ресурсы, не увеличив уровень дифференциации их бюджетной обеспеченности. При этом могут быть предложены отдельные меры по увеличению степени выравнивания доходов: подушевое распределение между регионами части поступлений по НДС, повышение ставки НДФЛ, повышение зачисления в бюджеты регионом норматива по налогу на прибыль, передача в регионы 100% налога на добычу прочих полезных ископаемых и водного налога.
«Мифом» также является: НДС угнетает отрасли, производящие продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
Как было отмечено в докладе, переход к плоской шкале НДФЛ в 2003 г. позволил увеличить поступления по налогу и вывести часть зарплат из тени. К тому же только 5% налогоплательщиков в России получают доходы, достаточно высокие, чтобы к ним можно было применять повышенную ставку налогообложения. Кроме того, опыт налогообложения КИК показывает высокую мобильность наиболее доходной группы налогоплательщиков в России. Резервом же повышения доходов по НДФЛ является наличие большого количества льгот и вычетов, как правило – регрессивных (проценты по депозитам, при приобретении и при продаже недвижимости и т.д.).
Поэтому переход к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц в России с учетом существующих макроэкономических реалий и социально-политического консенсуса в обществе представляется нецелесообразным. Сохранение в среднесрочном периоде плоской ставки на уровне 13% даст больший экономический эффект и эффективнее с точки зрения администрирования, уверены эксперты
В целом же, по мнению авторов доклада, по крайней мере в среднесрочном периоде (до 2025 г.) целесообразно сохранение основных параметров налоговой политики в неизменном виде. В этот период, безусловно, допустима «тонкая настройка» по каждому из налогов, но пересмотр основных параметров налоговой системы и конструкции основных налогов целесообразно осуществлять лишь в долгосрочном периоде.
Модератором дискуссии выступил ректор ВАВТ, научный руководитель ИЭП им. Е.Т. Гайдара Сергей Синельников-Мурылев.
В обсуждении приняли участие: заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Сатин; заместитель министра финансов Российской Федерации Илья Трунин; уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей Борис Титов; президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин; советник директора НИФИ Министерства финансов Российской Федерации Сергей Шаталов.
Ознакомиться с презентацией к выступлению С. Дробышевского можно здесь.
Ознакомиться с полным текстом доклада «Перспективы налоговой политики. Существует ли “идеальная налоговая система” для России?» можно здесь.