Гайдаровский форум–2018: первый день

Вторник, 16.01.2018, 06:54

16 января 2018 г. в Москве в рамках Гайдаровского форума–2018 начала работу международная конференция «Россия и мир: цели и ценности» – традиционно первое международное экономическое мероприятие в России.


ПРОГРАММА >>>

Программа нынешнего форума отличается от предыдущих тем, что в значительной степени на нем обсуждаются вопросы не экономической повестки дня, а социально-гуманитарной и общественной.

Всего для участия в форуме аккредитовалось 15,4 тыс. человек, что примерно в 1,5 раза больше, чем годом ранее. В сессиях выступят 650 спикеров, 12 из которых – иностранцы. При этом смещается география приезжающих экспертов – от США и Канады акцент переходит в пользу Европы и Китая.

Первым мероприятием стал деловой завтрак, тему которого обозначили как «Инвестиции в сферу общественного здоровья». Участие в нем приняли министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова, министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, глава республики Башкортостан Рустэм Хамитов, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, а также ряд представителей бизнеса. Модератором выступил управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.

Темой обсуждения стало общественное здоровье. Участники рассуждали о том, как правильно формировать здоровый образ жизни, какой должна быть инфраструктура медицины и как заставить современные технологии работать на пользу общества.

Утром первого дня конференции состоялась пленарная дискуссия «Эффективность бюджетных расходов как зеркало эффективности государственного управления» под председательством председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрея Макарова.

Госуправление сегодня – только на федеральном уровне это 53 министерства и ведомства (16 министерств, 19 служб, 18 агентств), входящих в структуру Правительства Российской Федерации, 373,6 тыс. человек, которые администрируют более 66% расходов федерального бюджета и одновременно генерируют расширяющуюся бюджетную сеть. Многоступенчатость системы государственного управления порождает проблемы управления внутри системы, размывает ответственность за возложенный функционал, снижает качество контроля за использованием бюджетных ресурсов.

Эксперты обсудили стратегические вызовы, которые стоят перед российской системой государственного управления, и конкретные шаги, которые нужно предпринять, чтобы госаппарат соответствовал завтрашнему дню. В ходе дискуссии были обсуждены, в том числе, вопросы: что нужно поменять, чтобы система госуправления функционировала эффективно; нужно ли оценивать деятельность государственного служащего; нужно ли менять систему его материального поощрения; как снизить объем нарушений и неэффективных расходов при использовании государственных ресурсов; как повысить качество реализации переданных на исполнение регионов и муниципальных образований полномочий; нужно ли их сделать собственными полномочиями регионов с перераспределением доходных источников или обменом на другие расходные полномочия.

Специалисты определили, как должны измениться системы отбора и развития государственных служащих, а также ответили на вопрос, действительно ли чиновники в XXI веке должны иметь совершенно иной набор компетенций и навыков.

С ключевыми докладами выступили председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова и министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.

Татьяна Голикова озвучила предложение Счетной палаты РФ объединить государственные внебюджетные фонды, в частности Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, в единый государственный внебюджетный фонд. «Мы должны исключить необходимость создания параллельных информационных систем всеми тремя государственными внебюджетными фондами. Ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие. В этой связи мы рискуем предложить рассмотреть вопрос о создании единой организационной структуры – единого государственного внебюджетного фонда, который объединил бы все эти фонды».

Она подчеркнула, что по опыту большинства аналогичных институтов в мире объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности. «Потому что часть бюджета этого фонда, а именно страховые взносы, администрирует ФНС, и она таким администратором останется. Речь идет о распределении тех ресурсов, которые поступают в качестве доходной части. Мы полагаем, что такая форма должна найти отражение в Гражданском кодексе», – пояснила глава СП.

Создание объединенной структуры, по мнению Голиковой, позволит построить управление принципиально новым социальным страховым фондом по принципу социального партнерства, повысит прозрачность его деятельности и обеспечит высокий уровень доверия со стороны населения. Глава Счетной палаты отметила, что сейчас государственные внебюджетные фонды администрируют 143,8 млрд руб., и эти средства полностью обеспечиваются страховыми взносами.

Присутствующий на сессии министр финансов Антон Силуанов напрямую не прокомментировал идею главы Счетной палаты. Часть глав регионов, в частности, руководство Рязанской области, поддержали идею, несмотря на то, что ее реализация в первую очередь лишит региональный уровень бюджетной системы управления территориальными фондами обязательного медстрахования (ОМС).

Помимо идеи консолидации соцсферы в своем выступлении Татьяна Голикова также подтвердила ранее высказывавшуюся ей идею ликвидации федеральных агентств как отдельных правительственных ведомств с интеграцией их в федеральные министерства.

Бюджетные расходы являются прямым следствием эффективности государственного управления, заявил министр финансов Антон Силуанов. «То, как выстроено государственное управление, во многом зависит от результативности использования ресурсов, которыми обладает структура. Многие и ведомства, и субъекты занимаются старанием получить побольше денег из центра. А ведь самое главное – выстроить систему управления, которая бы работала», – сказал он.

Силуанов подчеркнул, что можно быть эффективным, не имея значительных ресурсов, но для этого нужно четко выстроить целеполагание в системе управления. «У нас тоже есть проблемы и на федеральном уровне, и в субъектах. У нас есть цели, обозначенные в майских указах президента. И под эти цели должны быть выстроены программные инструменты», – пояснил министр.

Сама стратегия экономического развития России давно не актуализировалась, добавил А. Силуанов. Он отметил, что в рамках нынешней стратегии действует более 400 документов, от которых «нет никакого результата». Эти документы, по его словам, во многом не соответствуют ни задачам, которые поставил президент в 2012 г., ни имеющимся в стране ресурсам. «Они писались, когда не было той ситуации, которая сложилась три года назад, мы живем в другой финансовой парадигме. Поэтому управленческие решения не выполняются, а их постановка не соответствует реалиям либо не транслируется на уровень ведомства и конкретного исполнения», – сказал министр.

По словам министра, Минфин России в 2018 г. при благоприятной нефтяной конъюнктуре пополнит резервы на 3% ВВП. «В этом году при сохранении нынешней конъюнктуры сможем дополнительно пополнить наши резервы порядка на 3% ВВП – это большая сумма, если, конечно, сохранятся цены на нефть».

А. Силуанов также заявил в кулуарах Гайдаровского форума, что не поддерживает идею увеличения ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 15%. И добавил, что вообще против изменения НДФЛ, поскольку это «стабильный налог».

Текущее укрепление рубля, наблюдаемое с начала года, министр финансов Антон Силуанов связывает с повышением интереса зарубежных инвесторов к активам и ценным бумагам РФ. «Сейчас мы видим некоторое укрепление курса рубля, связано это с тем, что в начале года видим большой интерес со стороны иностранных инвесторов к активам, которые выпускают рынки развивающихся стран, в том числе и России».

   

В качестве экспертов в заседании приняли участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, врио губернатора Красноярского края Александр Усс, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, врио губернатора Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, губернатор Рязанской области Николай Любимов, губернатор Владимирской области Светлана Орлова, глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский, исполнительный вице-президент АО «Газпромбанк» Алексей Чичканов.

В рамках пленарной дискуссии «Цели и ценности», модератором которой выступил ректор РАНХиГС Владимир Мау, участники затронули вопросы изменения ценностей под воздействием новых вызовов: появления актуальных технологий, снижения производительности труда, роста неравенства, увеличения протекционизма.

В частности, в ходе пленарной дискуссии главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева рассказала об изменении доли человеческого капитала в мировом ВВП и о необходимости роста инвестиций в человеческий капитал.

Президент Европейского центра политики, президент Европейского Совета (2009–2014 гг.), премьер-министр Бельгии (2008–2009 гг.) Херман Ван Ромпёй считает, что в целях повышения производительности труда необходимо инвестировать и делать ставку на инновации. Также он отметил, что с учетом падения рождаемости и старения населения технологическое новаторство пойдет на спад, и в ближайшие годы ответственность за рост переляжет на плечи небольшого по численности молодого поколения.

Также он считает, что тормозом глобального развития является пребывание в политике популистов, которые влияют на экономическую повестку дня. «Популист не воспринимает риски всерьез, поскольку популист не пойдет против общественных настроений страны, поэтому политики не хотят проводить долгосрочные реформы, тормозя развитие», – подчеркнул Х. Ван Ромпёй.

По мнению министра внешней торговли и развития Финляндии Кая Мюккянена, основным глобальным вызовом на сегодняшний день является протекционизм на глобальных рынках. Он  привел пример Аргентины – страны, которая достигла рассвета в XIX – начале XX вв. благодаря свободной торговле. Однако все усилия в экономической сфере были сведены на нет после второй мировой войны, когда страна пошла по пути протекционизма.

Свое выступление на Гайдаровском форуме премьер-министр России Дмитрий Медведев посвятил изменениям, которые потенциально несет внедрение новых технологий не только в производственную сферу, но и в систему госуправления, образования.

Он отметил, что современному человеку необходимо быстро адаптироваться под технологические изменения, которые затрагивают практически все сферы жизни. «Сегодня меняется практически всё, что было привычным на протяжении десятилетий, если не столетий. Иногда эти изменения сравнивают с изобретением книгопечатания – по глубине влияния на общество. Это во многом справедливое сравнение. Но, как и всякое сравнение, оно всё равно хромает. Тогда между созданием технологий и формированием новых социальных институтов проходило достаточно много времени – несколько веков. А сейчас счёт идёт на десятилетия, если не на годы, а иногда даже на месяцы. И вопрос в том, насколько мы готовы к таким быстрым и кардинальным изменениям. Скорее всего, готовы не вполне», – отметил премьер-министр.

По его словам, технологии изменили роль потребителя товаров и услуг. Он привел в пример появление 3D принтеров, которые сделали потребление более индустриальным – теперь вчерашний покупатель может выступать в качестве самостоятельного производителя.

Премьер отметил, что при внедрении технологий человек становится главной ценностью и целью, гуманистический характер технологий заключается в том, что они направлены на раскрытие индивидуального и коллективного потенциала. «Персонализация продукта затронула даже массовое, серийное производство. Что уж говорить о таких сферах, как образование и здравоохранение, которые изначально должны быть привязаны к конкретному человеку. Уже сейчас понятно, что, например, образование будущего будет системой, которая опирается на персонализированную образовательную траекторию – с открытыми образовательными ресурсами и новыми подходами к результатам обучения. Да и учить, наверное, нужно будет другому», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

«Новый технологический уклад многократно повышает цену и ценность интеллектуального капитала. Человеческий потенциал – это и есть знание и творчество, а также качество государственного управления. Именно эти факторы приобретают всё большее значение в глобальной конкуренции.

В этих условиях именно человек становится главной ценностью и главным ориентиром при принятии управленческих решений. В России это происходит при разработке любых программ развития. Как известно, конец прошлого века был эпохой high-tech, то есть периодом развития высоких технологий в промышленности, в сельском хозяйстве. А сейчас эта эпоха сопрягается с эпохой high-hume, то есть высоких гуманитарных технологий, которые направлены на максимальное развитие и эффективное использование индивидуальных и коллективных возможностей людей» - продолжил премьер-министр.

Также Дмитрий Медведев затронул вопрос трансформации рынка труда посредством технологий. По его словам, с одной стороны,  рост безработицы – следствие автоматизации и внедрения новых технологий. С другой стороны, автоматизация стимулирует повышение производительности труда и сокращение рабочего времени.  

На экспертной дискуссии «Новые веяния движения капитала: Кодекс ОЭСР» обсуждалась тема либерализации международных операций с капиталом.

На дискуссию был приглашен заместитель директора Директората по финансам и вопросам предпринимательства ОЭСР - Пьер Порет, который рассказал о роли Кодекса ОЭСР в регулировании движения капитала, а также о его значении для мирового сообщества. Кодекс был принят в 1961 г. для снижения ограничений на движение капитала. Кодекс является многосторонним соглашением, имеющим обязательную силу для 35 стран, включая 12 членов G20. Кодекс регулирует 16 групп операций (прямые иностранные инвестиции, операции на денежных рынках, операции с иностранной валютой, движение личного капитала и т.д.).

Исполнение Кодекса основано на принципах недискриминации (государство должно предоставлять выгоды от мер по либерализации всем другим участникам и применять ограничения недискриминационным образом), прозрачности (государство должно сообщать актуальную информацию о барьерах для движения капитала), а также необходимости избегать принятия новых ограничительных мер или вводить ограничительные меры только в рамках правил, установленных Кодексом.

Заместитель директора Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций Минэкономразвиия РФ Елена Стоянова отметила важность вопроса присоединения к Кодексу для Правительства РФ, в первую очередь, в связи с участием России в G20. В ОЭСР не так много документов, которые носят обязательный характер как Кодекс либерализации. Кодекс не содержит жестких требований о либерализации движения капитала. России еще предстоит понять, нужно ли присоединяться к Кодексу или нет.

Руководитель Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС, модератор сессии Антонина Левашенко акцентировала внимание на важности Кодекса в первую очередь для бизнеса. Участники дискуссии обсудили существующие ограничения в России, которые препятствуют либерализации движения капиталов: вопросы валютного регулирования (ограничения по зарубежным счетам и требования к либерализации), ограничения для иностранных инвестиций и ценных бумаг.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев указал, что на данный момент в России отменяется паспорт сделки, произошли изменения в части использования зарубежных счетов. Спикер заявил о необходимости отмены репатриации валютной выручки и любых ограничений по зарубежным счетам. Позицию Минфина поддерживает Минэкономразвития, однако Центральный Банк занимает пока осторожную позицию. Несмотря на необходимость отмены ограничений по зарубежным счетам, все равно потребуется форма отчетности для контроля расчетов и платежного баланса. В том числе будет разработана система мер наказания за непредставление отчетности.

Антонина Левашенко подчеркнула, что требование репатриации и ограничения по зарубежным счетам - это ограничения движения капитала. Ни одна из стран-участниц Кодекса на данный момент не имеет подобного вида ограничений.

По вопросам либерализации валютного регулирования Владимир Чикин, партнер юридической компании «Гольцблат БЛП», представил изменения, которые вводятся с 1 января 2018 г.: отмена требования о предъявлении уведомления о зарубежном счете при переводах из РФ, расширение перечня разрешенных операций по зарубежным счетам. С 1 марта 2018 г. отменяется паспорт сделки, однако вводится учет внешнеэкономических сделок, что не способствует либерализации законодательства. Кроме того, с 14 мая вводится требование об уведомлении банков о конкретных сроках исполнения обязательств по внешнеторговым договорам, расширяется перечень оснований для отказа в проведении валютной операции.

С докладом на тему «Валютные ограничения в России как барьер для свободных потоков капитала и развития внешнеэкономической деятельности» выступил Иван Хаменушко, старший партнер юридической компании «Пепеляев Групп». Докладчик представил основные компоненты валютной политики, такие как экономические меры (интервенции) и правой режим, включающий валютные ограничения и валютный контроль, которые имеют цель защитить национальную валюту от конкуренции со стороны иностранных валют. И если Россия может снять валютные ограничения, то контроль в любом случае должен сохраняться. При этом, нельзя наказывать лиц за нарушения правил контроля, например, как за незаконную валютную операцию. Чтобы понять, из чего складывается система валютных ограничений, возможно разделение валютных операций по 4 квадратам. Так, существуют международные капитальные валютные операции, международные текущие валютные операции (связаны с международной торговлей), валютные операции внутри страны, зарубежные или офшорные, валютные операции (например, валютные операции по зарубежным счетам). Парадокс в том, что на валютные операции внутри страны в России отменены все ограничения, а на международные текущие валютные операции распространяется правило о репатриации. Были даны предложения по изменению законодательства России, например, по принятию Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в новой редакции, снятию валютных ограничений, реализации контроля за импортом через меры ПОД/ФТ.

Антонина Левашенко отметила, что в сложных экономических ситуация страны могут вводить ограничения на капитальные валютные операции.

Руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Павел Трунин отметил, что если меры по либерализации будут приняты в обмен на возможность введения ограничений во время кризиса, то политически это имеет смысл. Однако реакция платежного баланса не меняется в зависимости от существующих валютных ограничений во время экономического кризиса. Необходимо рассмотреть вопрос экономических последствий валютного контроля. Тем не менее, многие страны обходятся без валютных ограничений и могут отслеживать отмывание денежных средств.

В дискуссии принял участие представитель бизнеса - Анна Нестерова, председатель Совета директоров Global Rus Trade. Она рассказала о развитии электронной коммерции в России. Снятие ограничений на движение капитала важно для выхода национальных экспортеров на электронные торговые площадки, которые являются полноправными участниками внешнеэкономической деятельности. Электронные торговые площадки связывают поставщиков и покупателей и являются частью цепочки поставок зарубежных товаров. Во многих странах электронные площадки взаимодействуют с различными государственными органами. Было предложено предоставить право электронной площадке по аккумулированию информации по всей экспортной сделке для передачи информации в уполномоченный банк и дальнейшего учета при валютном контроле.

Иван Ермохин, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ, рассказал об ограничениях для прямых иностранных инвестиций, не соответствующих Кодексу либерализации ОЭСР: требование к государственной регистрации и уведомлению уполномоченных органов о регистрации филиала, представительства, отделения иностранной НКО, запрет на инвестирование в частную детективную и охранную деятельность, запрет на открытие филиала иностранного банка в РФ и т.д.

Ведущий научный сотрудник Института Гайдара Алексей Ведев отметил проблему недопуска иностранного инвестора в определенные сектора. Лучше всего, если для прямых иностранных инвестиций не будет ограничений, за исключением банковского сектора. Спикер положительно оценивает ограничения для иностранных банков, так как для начала необходимо решить проблемы с национальной банковской системой. Дискуссионным вопросом остается то, каким образом ограничения влияют на период экономического кризиса.

Первый вице-президент АО «Газпромбанк» Денис Шулаков отметил, что Россия является частью мировой финансовой системы. Наличие современной инфраструктуры позволяет России конкурировать с крупнейшими финансовыми центрами. Локальные рынки капитала рынки обладают потенциалом эффективной диверсификации риска и привлекательности для инвесторов. В частности, в России действует Московская биржа, которая в сравнении с мировыми аналогами, занимает 3 место по обороту облигаций и деривативов. Иностранные инвесторы сталкиваются с ограничениями на российском рынке, например, при размещении облигаций иностранным эмитентом.

По словам Александры Коваль, директора Клуба Россия – ОЭСР ВАВТ, в России число барьеров для свободного движения капитала превышает среднее количество барьеров по странам ОЭСР больше, чем в 2 раза. Устранение барьеров связано с либерализацией движения капитала. Задачи по экспорту не могут быть решены без свободного перемещения капитала. Российский бизнес должен иметь доступ к капиталу за рубежом, а также должны быть созданы условия для свободных инвестиций в Россию. Спикер выделила основные ограничения, которые применяются в России и выходят за рамки обычной практики стран ОЭСР. Такие ограничения касаются прямого инвестирования, операций с ценными бумагами, иностранной валютой и т.д.

Презентации к выступлениям: