Четверг, 15.01.2015, 08:22
Второй день Гайдаровского форума – 2015 начался с панельной дискуссии «Реальный сектор экономики: путь к эффективности», модератором которой выступил Председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин.
В обсуждении приняли участие: президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, председатель Совета директоров компаний ООО «ТМХ Сервис» и ОАО «Желдорреммаш» Кирилл Липа, генеральный директор компании Cotton Way Александр Уткин, президент компании ОМС. В качестве экспертов участвовали председатель Совета директоров East Office of Finnish Industries, премьер-министр Финляндии в 1991–1995 гг. Эско Ахо, ректор РАНХиГС Владимир Мау, старший советник мэра Дюссельдорфа Юрген Бюссов, вице-президент по финансам НЛМК Григорий Федоришин.
Были обсуждены следующие вопросы: нужен ли аутсорсинг для госкомпаний и бюджетных организаций, кто более адаптивен к развитию технологий – бизнес или государство, аутсорсинг госкомпаний и бюджетных организаций как бизнес-перспективная ниша в экономике.
Открывая заседание, Сергей Нарышкин выразил сожаление по поводу того, что на нынешний Гайдаровский форум не смог приехать ряд коллег из государственных учреждений США и Евросоюза. «Это, как вы понимаете, проявление попыток изолировать Россию. Попытки, понятно, с правовой точки зрения никчемные и обреченные на провал с самого начала». Одновременно С. Нарышкин отметил, что возросший интерес зарубежных коллег к форуму подтверждается увеличением числа иностранных участников в нем.
Дискуссию на форуме Председатель Госдумы считает «особенно актуальной и в связи с событиями геополитического характера, и в связи с кризисными явлениями в российской и мировой экономике».
Владимир Якунин в своем выступлении сообщил, грузооборот ОАО «РЖД» в 2014 г. вырос на 5%, при этом потребление энергетических ресурсов сократилось на 0,5. «За последние 10 лет мы сократили потребление топлива на 20% на единицу произведенной работы». Также в 2014 г. компания снизила негативное воздействие на окружающую среду более чем на 1 млн т, это 3% условных выбросов СО2 , на природоохранительную деятельность направила 3 млрд руб.
В 2008 г. компания «РЖД» создала специальный офис антикризисного управления. «Мы первые заявили, что если не будут приняты меры по решению кризиса немедленно, то возникнет вторая волна кризиса», – сказал он, добавив, что в итоге так и произошло.
Говоря об эффективности, В. Якунин задался вопросом, необходимо ли проводить водораздел между государственными и частными компаниями. По его мнению, этот вопрос неэффективный, каждая компания нужна и важна в своем секторе. Сейчас в России многие говорят, что государство уходит из экономики, но это подмена понятий, считает В. Якунин. «Я считаю, что правильнее сказать про неправомерное вмешательство государства», – заключил глава «РЖД».
Денис Мантуров пояснил, что сегодня очень сложно найти водораздел между гражданским и военным сектором. В наши дни эта грань все больше стирается. «Я буду говорить про оборонный сектор, относящийся к нашему ведомству. Он получает поддержку государства, в том числе в виде инвестиций. Все структуры ОПК имеют программы долгосрочного развития, которые согласованы с правительством. В рамках этих программ заложены коэффициенты, которые предъявляются в менеджменте», – заявил министр и добавил, что ОПК использует систему аутсорсинга.
Отвечая на вопрос, какие компании более эффективны, государственные или частные, министр отметил, что все зависит от менеджмента и от руководства этого предприятия.
Д. Мантуров также подчеркнул важность Закона «О промышленной политике». По его словам, закон дает дополнительные стимулы к развитию: специальные инвестиционные контракты, фонд развития промышленности, налоговые преференции и специальные отраслевые субсидии и т.д. «В совокупности, все эти инструменты поддержки как предприятий ОПК, так и гражданского сектора помогут реализовать поставленные задачи по нашим государственным программам и по отраслевым».
Рустам Минниханов высказал обеспокоенность текущей ситуацией на финансовом рынке и возможными последствиями для реального сектора экономики и подчеркнул, что необходимо принятие срочных действенных мер, в первую очередь в банковской сфере. По его словам, при уровне учетной ставки ЦБ в 17% даже в идеальном случае ставки по кредитам будут составлять 20–22%.
В своем выступлении Президент Татарстана также подчеркнул, что субъекты Российской Федерации должны быть «кровно» заинтересованы в развитии экономики. Он отметил, что сегодня республика активно ищет новые пути экономического развития на базе тех возможностей, которые у нее есть – нефтегазохимического, машиностроительного комплекса, промышленных и инновационных площадок. При этом он особо выделил два проекта – ОЭЗ «Алабуга» и Иннополис. «Сегодня мы много говорим про импортозамещение, и самое слабое звено – это программные продукты. Иннополис эту задачу должен решить. Мы его в этом году тоже запускаем».
По мнению Александра Уткина, частный бизнес эффективнее государственного. Деньги бизнеса дороже, чем деньги государства, сказал он.
Отвечая на вопрос об аутсорсинге, А. Уткин пояснил, что сейчас это слово ассоциируется с чем-то негативным, а многие даже не знают, что оно означает. Этого быть не должно, считает гендиректор компании. По его мнению, хорошим примером эффективного аутсорсинга является промышленный аутсорсинг. Однако в настоящее время в России недостаточно крупных игроков рынка, которые в состоянии качественно и без риска принимать эти структуры.
Для повышения эффективности, считает Виктор Найшуллер, государству нужно продлить долгосрочные контракты – бизнесу это необходимо. Кроме того, необходима разумная децентрализация в государственных органах. Важная проблема, по его мнению, заключается и в том, что нет публичных программ о закупках в аутсорсинге.
Президент компании ОМС также дал несколько рекомендаций. Во-первых, нужно находить частных инвесторов, бессмысленно дожидаться государственных ассигнований. Во-вторых, нужно не забывать заниматься семьей и собой. В-третьих, необходимо тщательно соизмерять свои возможности и риски в контрактах с государством, заключил В. Найшуллер.
Как заявил Юрген Бюссов, эффективным инструментом развития отношений между крупным и малым бизнесом является тендер. «Тендерная система способна выявить лучшие квалифицированные компании, специализирующиеся на предоставлении определенного вида услуг. Это позволит управляющей компании сконцентрироваться на основной своей функции», – прокомментировал он. Другой положительный момент, который отметил советник мэра, – это снижение агрессивного роста издержек производства благодаря привлечению аутсорсинговых компаний.
Комментируя выступления приглашенных экспертов и подводя итоги, Владимир Мау сделал вывод о необходимости развивать аутсорсинговые отношения в России, постепенно увеличивая число малых и средних предприятий, которые готовы предложить свои услуги на рынке. «Заказчик должен иметь возможность выбирать, а не попадать в зависимость от отсутствия предложений аутсорсинговых услуг», – заключил ректор РАНХиГС. Также, по его мнению, крайне важна интеграция промышленных предприятий и научных объединений.
В рамках дневной панельной дискуссии «Россия в инвестиционных рейтингах: в поиске объективных оценок» были обсуждены вопросы: являются ли рейтинги стимулом или препятствием для инвестиций, сильные и слабые стороны существующих систем оценки инвестиционного климата в России, последствия санкций для позиции России в международных инвестиционных рейтингах, пути обеспечения высоких мест в рейтингах в условиях нестабильной экономики, механизмы выравнивания условий ведения бизнеса в российских регионах.
В России на сегодняшний день нет единого рейтинга, который бы давал инвесторам представление об адекватности доходов в зависимости от способа вложения капитала в том или ином регионе. Такое мнение высказал помощник Президента РФ Андрей Белоусов. По его словам, национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах таковым, безусловно, не является. «Он вообще для инвесторов бесполезный», – отметил А. Белоусов, добавив, что этот рейтинг предназначен совершенно для другого, и у него другой потребитель.
Созданием рейтинга для инвесторов, как считает помощник президента, должны заниматься в первую очередь деловые объединения. «В одном рейтинге надо отразить и затраты на ведение бизнеса, и доходность, и риски. Вот это все соединить в одной системе рейтинга применительно к разным типам мотивов, к разным условиям ведения бизнеса на территории страны очень сложно», – указал А. Белоусов. Такая работа должна проводиться, полагает он, но на сегодняшний день практически к ней даже не приступали.
В отношении динамики курса рубля помощник Президента РФ настроен оптимистично. По его словам, рубль уже вошел в зону стабилизации, фундаментальные предпосылки для укрепления рубля созданы. «Нам еще предстоит пройти некий период вызова, если не сказать агрессии, связанный с изменениями рейтингов России ведущими рейтинговыми агентствами, но, по моим ощущениям, рынок уже отыграл эти изменения и ничего существенно серьезного произойти не должно».
Одновременно А. Белоусов полагает, что в ближайшие месяцы произойдет движение процентных ставок вниз.
Губернатор Тульской области Владимир Груздев отметил, что Национальный рейтинг позволяет не только увидеть собственные «точки роста», но и перенять положительные практики у коллег из других регионов. При этом он отметил, что опыт Тульской области вошел в сборник лучших практик по подключению к электросетям и развитию бизнес- инфраструктуры. Кроме того, агентство Fitch Ratings в прошлом году подтвердило стабильный кредитный рейтинг области. «Это важный сигнал для инвесторов, который характеризует регион как устойчивого финансового партнера.
По словам В. Груздева, рейтинг, который был инициирован Агентством стратегических инициатив, крайне важен и необходим, прежде всего, для того, чтобы создать единообразие с точки зрения оценки региона. Рейтинговая регионов имеет два аспекта. Первый аспект направлен на инвесторов, которые приняли решение разместить свое производство. Это очень удобно, поскольку дает понимание о сложностях и сроках исполнения проекта. Второй аспект позволит продемонстрировать органам государственной власти и местному самоуправлению те направления, над которыми стоит еще поработать. Глава региона считает, что рейтинг также способствует внутренней конкуренции между субъектами РФ.
Согласно сообщению Заместителя министра экономического развития РФ Станислава Воскресенского, к концу 1-го полугодия в России будут приняты и вступят в силу несколько важных документов, которые внесут заметные изменения в упрощение документооборота. В частности, речь идет об отмене обязательного использования круглой печати, на смену которой должно придти добровольное использование современных инструментов подтверждения подлинности документа – электронная подпись, специальный фирменный бланк, голографическая печать и т.п.
Также до конца полугодия ожидается принятие законопроекта, по которому учредители вновь создаваемых юридических лиц получат возможность использовать утвержденные государством образцы типовых уставов. Соответственно, не потребуется каждый раз заново утверждать такой устав в налоговой инспекции. Кроме того, по словам С. Воскресенского, до конца полугодия ожидаются меры по упрощению налогового учета по НДС и уплаты НДФЛ.
Вечерняя панельная дискуссия была посвящена теме: «Новые вызовы для банковских систем». Ее модератором выступил генеральный директор ОАО «Открытие Холдинг» Рубен Аганбегян. В дискуссии приняли участие: первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский, председатель Национального банка Республики Польша Марек Белька, председатель J.P.Morgan Chase International, председатель Банка Израиля в 1991–2000 гг. Яаков Френкель, профессор Колумбийского университета Чарльз Каломирис, первый вице-президент ОАО «Газпромбанк» Екатерина Трофимова, председатель Совета директоров ОАО «МДМ Банк» Олег Вьюгин, руководитель Дирекции по работе с крупнейшими корпоративными клиентами ОАО «Банк Санкт-Петербург» Андрей Белых.
Участники обсудили роль центральных банков в современной глобальной экономике, перспективы перехода к Базель III в России и в мире, отношения теневого банкинга и традиционного банковского сектора, основные контуры и перспективы устойчивости российской банковской системы, проблемы и перспективы развития национальной платежной системы, воздействие санкций на национальный финансовый сектор.
Российская банковская система на сегодняшний день стабильна, считает Алексей Симановский. «Это не означает, что ситуация чрезвычайно простая и комфортная. Она не самая простая. Тем не менее, это не означает, что банковская система испытывает какие-то шоки, которые могут подвинуть ее к краю пропасти», – сказал он.
По словам первого зампреда, Банк России будет продолжать оздоровление банковского сектора. Он напомнил, что регулятор в конце прошлого года принял ряд мер, чтобы поддержать банки, однако «они никак не тянут на некие стратегические изменения параметров, которые могут позволить кому-то совсем сильно нездоровому почувствовать себя очень здоровым». Впрочем, «продолжая политику оздоровления банковского сектора, мы учитываем ситуацию и исходим из того, что, наверное, правильно в соответствующих случаях, когда соблюдаются наши критерии, обеспечивать процедуры оздоровления кредитных организаций», – сказал А. Симановский.
Олег Вьюгин напомнил, что к переходу к таргетированию инфляции и плавающему курсу рубля Банк России готовился долго, но реальные шаги сделал совсем недавно. «Все факторы были не в пользу мягкого перехода к таргетированию инфляции. Я бы поддержал политику ЦБ. Не было другого пути, надо по нему пройти, и мы придем к нормальному результату»,– сказал О. Вьюгин.
Он также он поделился своим мнением относительно высказывания главы Сбербанка Германа Грефа по поводу возможного серьезного банковского кризиса. «Страхи Германа Грефа немного преувеличены», – отметил глава МДМ Банка. По его словам, проблемы у банков будут, но они не будут тяжелейшими. Будет ухудшаться качество заемщиков, но масштабы не ясны, ясен только вектор, отметил О. Вьюгин.