Гайдаровский форум - 2014: третий день

Пятница, 17.01.2014, 11:05

В третий день Гайдаровского форума – 2014, посвященный теме «Устойчивое социальное развитие – источник экономического роста», состоялась пленарная дискуссия «Социальная политика: расходы или инвестиции?».

В заседании, модератором которой был Андрей Шаронов, Ректор Московской школы управления «Сколково», приняли участие: Ольга Голодец, Заместитель Председателя Правительства РФ;  Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации; Татьяна Малева, Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС; Лоуренс Котликофф, Профессор Бостонского университета; Наталья Зубаревич, Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова; Сергей Васильев, Член Правления, Заместитель председателя Внешэкономбанка.

Татьяна Малева в своем выступлении затронула вопрос, как найти баланс ответственности между участниками социальной политики  – между  государством,  бизнесом, семьей и обществом. Самой показательной сферой поиска баланса является пенсионная система. Изначально перед пенсионной реформой ставилась задача борьбы с бедностью. С этой проблемой Россия справилась еще в 2010 г. и уже на протяжении последних 3-4 лет шли поиски новых задач для пенсионной системы. Сейчас на поверхности лежит проблема ничтожно малого размера пенсий по сравнению с зарплатами. Увеличить размер пенсий в будущем способно экономическое стимулирование более позднего выхода на пенсию. Этот механизм также поможет отодвинуть на второй план наболевший и остро воспринимающийся российским обществом вопрос о повышении пенсионного возраста.



Сергей Васильев призвал расценивать все социальные расходы как инвестиции в человеческий капитал, поскольку даже, казалось бы,  чисто расходная часть – затраты на социальную поддержку инвалидов – имеет косвенный социальный эффект в виде сплоченности общества. При этом на социальные инвестиции влияют внешние эффекты. К примеру, частные инвесторы должны привлекаться в сферу здравоохранения и образование через страхование, к чему пришли все развитые страны, а государственные бюджеты требуются лишь для поддержки малоимущих и социально незащищенных слоев общества. Однако при планировании социальной политики и государственно-частного партнерства в этой сфере зачастую не учитывается отличие регионов по экономическому потенциалу. Так, частные инвесторы  легко входят в субъекты-доноры, а в депрессивные регионы не идут вовсе. Поэтому нужны специальные механизмы и меры поддержки в менее развитых регионах.

Наталья Зубаревич также отметила недостаток реформ, которые правительство реализует в последнее время без учета  разности экономического потенциала регионов. «Центр стимулирует реформирование, подает какие-то идеи, но, ни разу не спросив у регионов: «А что вы можете?» Поэтому мы получаем системные риски», – отметила эксперт. Она предупредила, что федеральный центр в гонке за отраслевой эффективностью в будущем будет сталкиваться с большими социальными проблемами. Н. Зубаревич привела пример передачи полномочий в сфере соцзащиты и системы образования на региональный уровень. «Мы придем к тому, что мэру даже крупных городов ничего не придется решать, поскольку все полномочия будут  у  регионов. Мэры не будут отвечать за создание конкурирующей среды в городах. При принятии подобных решений необходимо смотреть системно», – отметила эксперт.

В свою очередь, Максим Топилин подчеркнул важность проблемы вывода экономически активных граждан из теневого сектора экономики. «15–20% граждан работают в теневом секторе экономики. Государство не может получить налоги и страховые взносы с их экономической деятельности. Получается так, что 80% граждан, получающие «белые» зарплаты должны содержать и социально обеспечивать тех, кто уходит от этой обязанности. Это несправедливо», – отметил М. Топилин. Он призвал выработать законодательные механизмы решения этой проблемы.

Лоуренс Котликофф по просьбе модератора остановился на социальных последствиях бюджетного разрыва (fiscal gap). При этом он подчеркнул, что нынешняя проблема недофинансирования социальной сферы будет только усугубляться и решать ее придется будущим поколениям. В России, где фискальный разрыв составляет сейчас 8% ВВП, если бы в середине 1990-х годов была проведена пенсионная реформа, проблема фискального разрыва не существовала бы. Весьма остро проблема fiscal gap стоит и в США.

Для решения проблемы бюджетного разрыва в России, по мнению эксперта, с точки зрения пенсий, чтобы не накапливать долги, надо было бы заморозить существующую пенсионную часть социальной системы, 8% доходов работников перевести на специальные индивидуальные счета, на которые начислять проценты с учетом глобального рыночного индекса. В здравоохранении: работникам выдавать некий ваучер на определенную сумму медицинских расходов. На этот ваучер, который работник отнесет в медицинскую страховую компанию, ему будет определен базовый объем медицинский услуг. Если в течение года выделенная сумма не выбирается, на следующий год она пересматривается

По словам Шаронова, такие предложения являются болезненными для многих.

Государство не допустит снижения пенсий из-за недопоступления средств в Пенсионный фонд России, заявила Ольга Голодец. «Очень много нагнетается страстей по так называемому дефициту Пенсионного фонда, это миф, с которым мы с вами должны один раз навсегда распрощаться». Пенсионная система, по ее мнению, сбалансирована, и те или иные изъятия не приведут к ее обрушению, если же проблемы возникнут, государство может пересмотреть спорные решения. «У нас всегда есть маневр, и бояться здесь не нужно», – заверила вице-премьер.



Что касается повышения пенсионного возраста, О. Голодец считает, что этот вопрос решен на ближайшие как минимум 10 лет и не считает нужным к нему возвращаться. На сегодняшний день у россиян достаточно стимулов для более позднего выхода на пенсию. «Женщины в возрасте 56-57 лет и мужчины в возрасте 62-63 года, как и во всем мире, чувствуют себя достаточно молодыми». По мнению О. Голодец, стимулирование более позднего выхода на пенсию, предусмотренное новой пенсионной формулой, дает значительный выигрыш гражданам, принявшим такое решение, с точки зрения размера пенсии.

Вице-премьер также отметила, что бизнес все активнее проявляет интерес к социальному сектору (образование, здравоохранение), и правительство идет ему навстречу.

В заключение А. Шаронов предложил спикерам ответить на вопрос, какие, на их взгляд, меры должно проводить правительство, чтобы стимулировать инвестиции в социальную сферу. По мнению Н. Зубаревич, необходимо дать жить крупным российским городам, С. Васильева – нужны государственные гарантии на частные инвестиции, М. Топилина – обнуление на определенное время налога на прибыль для социальных предприятий, Т. Малевой – инвестиции в во все стадии образования, в обеспечение его непрерывности, поскольку одновременно это означает инвестиции в рост продолжительности жизни.

Пленарную дискуссии  на тему «Стратегическая инициатива государства – расширение доступа бизнеса в социальную сферу» провел Директор АНО Агентство стратегических инициатив Андрей Никитин. Участие в ней приняли: Алексей Вовченко, Заместитель министра труда и социальной защиты РФ; Наталья Tретьяк, Первый заместитель Министра образования и науки РФ; Дмитрий Амунц, Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму; Владимир Зеленский, директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ; Никита Белых, губернатор Кировской области; Александр Смекалин, Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области – Министр стратегического развития и инноваций; Елена Николаева, депутат Государственной Думы ФС, первый заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НП НАМИКС); Александр Баженов, Директор центра ГЧП ГК «Банк развития и внешэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; Олег Костин, Вице-президент ОАО «Газпромбанк».

На заседании были  подняты вопросы,  касающиеся социального сектора, в частности предоставления равных прав государственным организациям и бизнесу. Обсуждались возможные меры, при помощи которых появится возможность обеспечения доступа социально ориентированного бизнеса к государственному заказу. В фокусе обсуждения также присутствовал технический вопрос по способам  внедрения единых стандартов оценки качества предоставляемых социальных услуг. Велось обсуждение проектов ГЧП в социальной сфере и их возможностей для реализации в сложившихся на сегодняшний день условиях.

На сегодняшний день в России лишь 78 учреждений социального обслуживания, оказывающих бытовую помощь инвалидам, одиноким людям преклонного возраста  являются негосударственными. Это чуть более 1% процента от общего числа соцучреждений. «У нас есть госпрограмма "Социальная поддержка граждан", согласно которой к 2018 г. мы должны довести долю негосударственного сектора до 10%", –  сообщил Алексей Вовченко. Привлечение частников в сферу социального обслуживания предусмотрено также федеральным законом о социальном обслуживании. Но пока частники в эту сферу не стремятся: с одной стороны, дело хлопотное и тяжелое, с другой –  пока частному бизнесу заниматься соцобслуживанием просто  невыгодно. «Если государственные учреждения социального обслуживания оказали услуги более 26,7 млн человек, то негосударственным сектором было охвачено лишь около 27 тысяч граждан», –  заявил А. Вовченко. В то же время очередь на получение социального обслуживания растет, поэтому потенциально это перспективный рынок для бизнеса. «Если в это вкладываться, то это должны быть длительные по времени инвестиции, достаточно надежные гарантии поддержания спроса на соцуслуги. У инвестора, оператора услуг должна быть уверенность, что цена, которую платит государство, будет отвечать их расходам», – считает замминистра.

В Минтруда работают над новыми правилами функционирования социальной сферы, которые бы позволили обеспечить развитие конкуренции на рынке социальных услуг. Предполагается активное внедрение государственно-частного партнерства. Чтобы привлечь частный бизнес в социальную отрасль, прорабатываются варианты различных льгот, например, субсидирование процентных ставок по кредитам для выполнения инвестиционных проектов, предоставление дополнительных налоговых послаблений.

«Также должно быть включение сферы соцобслуживания в закон о концессионных соглашениях, ее там сейчас нет, – отметил Алексей Вовченко. – Соответствующие поправки подготовлены Минэкономразвития, и наряду с образованием, здравоохранением социальное обслуживание в нем тоже будет присутствовать». Кроме того, принят базовый закон об основах социального обслуживания населения, в котором предусматривается возможность выбора человеком учреждения для получения услуги. «В случае выбора негосударственной организации государство будет возмещать стоимость затрат в рамках тарифа на социальную услугу».

Минобрнауки России заинтересовано в том, чтобы негосударственный сектор в российском образовании получал широкое развитие, сообщила Наталья Третьяк. Она напомнила, что «в сфере образования впервые частное образование появилось в 1992 г., и наибольшее распространение оно получило в сфере высшего профессионального и дополнительного детского образования». При этом замминистра отметила, что «Минобрнауки уже предприняло ряд мер, которые должны дать толчок к развитию негосударственного образования в РФ». В частности, в системе образования государственные и негосударственные образовательные организации приравнены в правах по возможности получения средств на обучение ребенка: и негосударственные, и государственные дошкольные учреждения общего образования имеют право получать субсидию на обучение ребенка в соответствии с теми стандартами, которые определены в субъектах РФ. Кроме того, в отношении высшего профессионального образования уже несколько лет действует механизм распределения контрольных цифр приема, которые не делают разграничения между государственным или негосударственным вузом. «Мы уверены, что эти и другие меры, которые мы применяем в отношении негосударственных образовательных учреждений, должны дать стимул для развития частного сектора в российском образовании», – заключила Н. Третьяк.

Д. Амунц поднял на пленарной дискуссии вопрос о развитии социального туризма, в том числе по проектам ГЧП, направленным на его развитие. В своем выступлении он рассказал об актуальных проблемах развития социального туризма, о положительных опытах реализации социальных программ в сфере туризма в российских регионах и обозначил направления работы для успешного развития социального туризма.

Государство исчерпало свои возможности для расширения социальной сферы, для увеличения качества и количества услуг оно нуждается в помощи бизнеса. К такому выводу пришла межведомственная группа специалистов, привлеченных Агентством стратегических инициатив для составления «дорожной карты» по вхождению бизнеса и НКО в социальную сферу. Об итогах работы экспертов рассказал Лев Якобсон.

  

Он отметил, что к участию бизнеса и НКО есть два подхода: перенять западные образцы частно-государственного партнерства и не предпринимать никаких усилий, пока не будут созданы идеальные условия для этого либо увеличить финансирование соответствующих государственных ведомств. Оба этих подхода эксперт считает ошибочными. Простое замещение бюджетных денег частными Якобсон назвал политически неправильным: «Мы рассматривали вариант, как дополнить усилия и средства государства усилиями и средствами негосударственных структур, как коммерческих, так и некоммерческих».

По мнению Владимира Зеленского, государство должно определить перечень услуг, которые оно будет заказывать у частных компаний, понять их стоимость, выработать единые стандарты и только потом допускать бизнес к использованию бюджетных средств. Он также считает, что государственная контрактная система здесь не годится, поскольку не дает предпринимателям возможностей для долгосрочного планирования, а для распределения средств должен использоваться грантовый принцип.

Елена Николаева и Александр Баженов обозначили проблематику реализации  проектов ГЧП в социальной сфере и сложной ситуации с принятием закона о ГЧП.