Понедельник, 21.11.2016, 10:01
Институт Гайдара и РАНХиГС при Президенте РФ подготовили совместное Заключение на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Минфин и Правительство возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию: законопроект включает в себя параметры не только на 2017 г., но и на плановый период 2018–2019 гг. Период 2017–2019 гг. можно назвать переходным с точки зрения проводимой бюджетной консолидации. Он необходим для введения в действие с 2020 г. новых бюджетных правил. Снижение дефицита бюджета достигается в основном за счет сокращения объема государственных расходов не только в долях ВВП, но и в номинальном выражении. При этом общий объем доходов продолжит снижение за счет нефтегазовой составляющей в условиях прогнозируемого сохранения низких цен на нефть.
Планы по номинальному сокращению расходов с целью снижения дефицита бюджета задают достаточно жесткие рамки для бюджетной политики на 2017–2019 гг. С точки зрения реалистичности прогноза доходов, важно отметить, что прогноз ненефтегазовых доходов завышен (прежде всего за счет «внутреннего» НДС), а прогноз нефтегазовых доходов достаточно реалистичен, учитывая консервативный прогноз на нефть (ниже прогноза многих ведущих международных организаций). Однако в последнем случае нельзя забывать о невозможности построения достоверных прогнозов цен на нефть. Таким образом, со стороны доходной части бюджета существуют определенные риски. При этом не используются все резервы по сбору налогов с нефтяных компаний из-за отклонения параметров «налогового маневра» от изначально планировавшихся.
В расходной части не запланировано целенаправленного и последовательного улучшения эффективности расходов федерального бюджета, с точки зрения соотношения «производительных» и «непроизводительных» расходов, что одновременно с устойчивым трендом последних лет на снижение объема государственных инвестиций может стать препятствием для выхода российской экономики на сбалансированное развитие. Также важно отметить, что следовать жесткому курсу по последовательному снижению номинального объема расходов (а не только в долях ВВП) Минфину и Правительству будет достаточно сложно.
Учитывая факторы риска как в доходной, так и в расходной части бюджета, фактические объемы дефицита могут оказаться больше запланированных значений, что либо приведет к полному исчерпанию не только Резервного фонда, но и Фнационального благосостояния, либо к большему объему внутренних заимствований, что может столкнуться с трудностями и привести к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций.