Вторник, 04.02.2020, 15:09
Заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев дал интервью деловому журналу «Инвест-Форсайт» по поводу результатов экономического развития России в 2019 г.
Известны случаи, когда после цикла окончательных перерасчетов, которые продолжаются весь первый квартал, темпы роста экономики задним числом начинали выглядеть более убедительными. Так было в отношении итогов 2018 г., результаты 2015 г. пересматривали пять раз. По поводу 2019 г. одно уже можно сказать наверняка: они слабее показателей 2018 г., зафиксированных в итоге на отметке 2,5%. В прошлом году произошло как минимум замедление темпов роста, а в более жесткой терминологии – спад.
«Декларируемый Минэкономразвития рост на уровне 1,4% – это все-таки многовато. По моим оценкам, рост составил 1–1,1%», – указывает Алексей Ведев.
В начале 2019 г. ожидания по росту экономики со стороны правительства были более оптимистичными. Но уже в сентябре Минэкономразвития пересмотрел прогнозы в более слабую сторону.
«Самым впечатляющим для меня моментом был пересмотр динамики неэнергетического экспорта: еще в апреле ожидался его рост на 6%, а в сентябре предсказали его падение до минус 3%. Что случилось в этой сфере?» – недоумевает эксперт ИЭП.
В условиях замедления экономического роста перспективы дальнейшего развития представляются весьма неопределенными.
«Очевидна для всех стагнация доходов населения, которую пытаются как-то вытянуть в положительную область, но прогресс получается на уровне статистической погрешности. Соответственно, внутренний спрос остается достаточно низким, а потому и инвестиции не высоки: инвестиции частного сектора связаны с внутренним спросом, а при его отсутствии несут большие риски. Непонятна ситуация с курсом рубля. Считаю, что его надо таргетировать, поскольку политика его “свободного плавания” у нас оборачивается риском для инвестиционного процесса. Также можно сделать вывод о том, что в связи со сменой правительства – даже не критикуя его – весь нынешний год уйдет на написание стратегии, вхождение в курс дела и т.д. А в совокупности это означает, что под сомнением оказывается выполнение указа президента – и в принципе это правильная цель — о выходе экономики на траекторию устойчивого роста. Потому что совершенно непонятно, за счет чего в конструкции нового цикла стагнации должен произойти предусмотренный на 2021 г. рост до 3% и выше», – отмечает А. Ведев.
Большие надежды правительство связывает с реализацией нацпроектов. Однако для специалистов их «спасительная» функция неочевидна. По мнению Алексея Ведева, это «простая арифметика. На эти проекты предусмотрено 27 трлн руб. в течение 6 лет. Получается примерно по 4 трлн руб. в год. Из них, грубо, половина – это инвестиции, половина – государственное потребление. Итого 2 трлн руб. в год дополнительных инвестиций. А у нас совокупные инвестиции ежегодно уже составляют 20 трлн руб. И ни к какому прорыву они не приводят. Поэтому совершенно непонятно, как за счет двух триллионов мы можем как-то необыкновенно ускориться».
Аналитики высказывают осторожные надежды на то, что новое правительство пересмотрит бюджетную политику: действующее жесткое бюджетное правило оказывает очевидное сдерживающее влияние на экономику.
Алексей Ведев согласен с тем, что у прежнего правительства сберегать получалось лучше, чем инвестировать. «Профицит бюджета в 2019 г. составил 2 трлн руб. Это, по сути, незапланированные, “лишние” деньги. И на этом фоне в связи с посланием президента обсуждают, как же профинансировать пакет социальных мер стоимостью 400 млрд руб. Зачем же тогда “кубышка”? Профицит бюджета означает, что “лишние” деньги надо пускать либо на инвестиционные цели, либо на социальную поддержку».
Столь же необъяснимыми при профицитном бюджете, на его взгляд, являются массированные заимствования на рынке ОФЗ: средства, привлеченные под 6%, слишком дороги для инвестиций.
Кадровые перестановки в новом правительстве позволяют ожидать смягчения бюджетной политики. В противном же случае, по оценке Алексея Ведева, экономический рост в 2020 г. окажется на уровне прошедшего года – в пределах или чуть выше 1%.