Зависимость российского бюджета от цен на нефть фантастически выросла: чтобы он был бездефицитным в 2010 г., нефть должна стоить 105 долл. за баррель (в 2008 г. – 62 долл., в 2009 г. – 99 долл.). Это резко отличается от 20–40 долл. за баррель, балансировавших бюджет в 2000–2006 гг.1
Действительно, сильная зависимость налоговых поступлений от экспорта сырьевых ресурсов в условиях значительных колебаний цен на них придает проблеме поддержания баланса доходов и расходов бюджетной системы особую остроту. Поскольку большая доля доходов российской бюджетной системы определяется экспортом энергоносителей, налоговые поступления в бюджетную систему РФ можно разложить на две составляющие: поступления, которые будут существовать при средней многолетней внешнеэкономической конъюнктуре (структурная составляющая), и поступления, обусловленные благоприятной динамикой мировых цен на энергоносители (конъюнктурная составляющая).
Разложение налоговых поступлений в бюджетную систему России на структурную и конъюнктурную составляющие основано, во-первых, на результатах аналогичного разложения уровня реального ВВП, который является показателем, выступающим в качестве базы налогов. Во-вторых, налоговые поступления, «очищенные» от влияния изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу в 2002–2007 гг., могут быть прогрессивными или не прогрессивными по цене на нефть
2.
Итак, если по данным Минфина России, налоговые поступления в экономике РФ в 2007 г. в целом составили 36,8% ВВП, то, согласно расчетам ИЭПП, компонента поступлений, обусловленная благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей и вкладом прочих факторов (в том числе, государственная политика, настроения инвесторов и населения и т.д.), составила 8,3% ВВП; а поступления, имеющие место при средней многолетней цене на нефть (структурная компонента) – только 28,5% ВВП.
Иными словами, уровень налоговой нагрузки в России без учета ее конъюнктурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР
3 и соответствует теоретическому значению нагрузки, определенному по результатам международных сопоставлений, выполненных в ИЭПП с помощью эконометрического моделирования
4. Данный уровень нагрузки не является экономически оправданным, поскольку не учитывает, во-первых, расходные обязательства РФ в социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), более высокие по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения; во-вторых, несбалансированность пенсионной системы РФ, которая является следствием процесса старения населения и не покрывается за счет реформы ЕСН, вступившей в силу в текущем году.
М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития
1 http://www.vedomosti.ru/personal-finance/news/2010/03/17/970394 2 Более подробно см. работу Казакова М.В., Синельников-Мурылев С.Г., Кадочников П.А. Анализ структурной и конъюнктурной составляющих налоговой нагрузки в российской экономике. Научные труды № 129Р. – М.: ИЭПП, 2009. – 189 с. (доступно также на сайте
www.iet.ru).
3 По данным Revenue Statistics, 1965–2008 (2009 Edition, OECD,
www.oecd.org), средняя величина нагрузки в странах ОЭСР в 2000–2008 гг. колебалась в пределах 35-36% ВВП.
4 Теоретическое значение налоговой нагрузки в РФ, исходя из уровня экономического развития, должно составлять 29,3% ВВП (модель, оцененная на данных ОЭСР за 2007 г.) или 28,2% ВВП (модель, оцененная на данных ОЭСР за 1955–2008 гг.).