Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Среда, 24.12.2008, 10:00

В настоящее время на основании норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выстраивается новая, более эффективная система закупок для публичных нужд.

 

Ее преимуществами по сравнению с существовавшей ранее системой являются: 
- распространение прямого законодательного регулирования процедур размещения заказов на все уровни бюджетной системы; 
- ограничение рисков коррупции за счет ограничения сферы применения неконкурентных процедур (закрытые конкурсы, размещение заказа у единственного поставщика); 
- внедрения новых прозрачных способов размещения заказа (аукцион, закупка на товарных биржах) и повышение прозрачности ранее применявшихся способов (ограничение удельного веса субъективных оценочных критериев на конкурсах, переход к размещению информации о размещении заказов в интернете и пр.). 

 

Вместе с тем, остаются резервы для совершенствования законодательства в этой области по следующим направлениям: 

  • Следует рассмотреть вопрос о целесообразности введения специальных способов размещения заказа (двухэтапные конкурсы) на выполнение сложных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, обеспечивающих заказчику возможность уточнения предмета контракта с учетом предлагаемых участниками конкурса альтернативных технологических решений. 
  • Переход к трехлетнему бюджетному планированию требует разработки прозрачных правил корректировки цены долгосрочных контрактов в связи с инфляцией. 
  • Следует усовершенствовать механизмы стимулирования заказчиков к экономии бюджетных средств при осуществлении закупок, в том числе предусмотреть право заказчиков использовать всю или часть суммы экономии, полученной при размещении заказа на определенные товары, на приобретение не только дополнительного количества этих товаров, но и на другие нужды.
  • Следует законодательно регламентировать последствия признания размещения заказа недействительным по причине допущенных государственным заказчиком нарушений законодательства, в том числе предусмотреть возможность компенсации добросовестному поставщику расходов на исполнение контракта, произведенных до момента признания размещения заказа недействительным. 
  • Во избежание неоправданной централизации заказа, которая может привести к перебоям в снабжении бюджетных учреждений необходимой для их деятельности продукцией или игнорированию качественных требований конкретных заказчиков, следует уточнить в Законе номенклатуру товаров, работ и услуг, при размещении заказа на которые функции по размещению заказа могут передаваться уполномоченным органам исполнительной власти (местного самоуправления). 
  • В целях сокращения затрат времени на проведение закупочных процедур целесообразно повысить предельную сумму заказа, размещение которого допускается путем запроса котировок. 
  • Во избежание злоупотреблений со стороны участников размещения заказа на выполнение крупных, технологически сложных работ следует законодательно ввести минимальные квалификационные требования к лицам, осуществляющим их выполнение, и предусмотреть необходимость представления в составе заявок структуры цены государственного контракта. При размещении заказа на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства следует сделать обязательным требование о наличии у участников опыта выполнения аналогичных работ.
  • Для оптимизации способов размещения заказа с учетом отраслевой и региональной специфики целесообразно разрешить государственным и муниципальным заказчикам по тем позициям номенклатуры заказа, где использование аукциона является в настоящее время обязательным, заменять его конкурсом с единственным оценочным критерием – ценой. 
  • Во избежание злоупотреблений со стороны участников размещения заказа следует разработать более жесткие меры к недобросовестным поставщикам.
  • В целях эффективного расходования бюджетных средств следует расширить перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставку, выполнение, оказание которых может осуществляться по цене за единицу товара, работы, услуги.
  • Следует предоставить заказчику право снижать размер обеспечения заявки на участие в аукционе, если ее высокий размер может существенно ограничить конкуренцию при проведении аукциона. 
  • В целях облегчения доступа к участию в конкурсах и аукционах и сокращения лишнего документооборота следует предусмотреть возможность аккредитации поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при государственном заказчике на период действия выписки из государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), избавляющей от необходимости многократного представления одних и тех же документов, подтверждающих соответствие участника предусмотренным законом требованиям. 

А.Б. Золотарева – к.ю.н., Руководитель Научного направления «Правовые исследования»