Юрий Плескачёв объяснил, почему ИИ – это не только возможности, но и риски

Tuesday, 10.06.2025, 17:30

Искусственный интеллект продолжает привлекать внимание инвесторов и бизнес-лидеров. Однако, как отметил Юрий Плескачёв, старший научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара, за громкими прогнозами скрываются вызовы: высокая стоимость проектов, риск устаревания технологий и неоднозначные результаты внедрения.

С одной стороны, ряд экспертных организаций (McKinsey, IDC и др.) формируют позитивные прогнозы:

  • +13–20 трлн долларов к мировому ВВП к 2030 году;
  • 40% рабочих мест затронет ИИ — часть автоматизируется, часть трансформируется;
  • технологии уже повышают эффективность в здравоохранении, логистике, аналитике.

Но есть и обратная сторона использования искусственного интеллекта.

  • По данным точечных экспертных исследований, лишь 5–6% компаний в США и Канаде активно применяют ИИ.
  • Ошибки ИИ обходятся дорого: например, алгоритмы распознавания лиц в 2022 года привели к искам на 650 млн долл. в IT-секторе.
  • Рост выручки Microsoft, Google и других гигантов не коррелирует напрямую с их ИИ-продуктами.

Юрий Плескачёв отмечает, что инвестиции в ИИ — это риск. Обучение моделей, инфраструктура, найм специалистов требуют миллионов долларов, при этом рост издержек может сохраниться на уровне 2,4 раза в год на горизонте до 2030 года. Кроме того, ИИ быстро устаревают. Решение, разработанное сегодня, может стать неактуальным через 12–18 месяцев из-за прогресса алгоритмов (например, переход от GPT-3 к GPT-4 занял менее 2 лет). Также сложности возникают при оценке окупаемости инвестиций. 70% компаний не могут точно измерить эффект от внедрения ИИ (Harvard Business Review, 2023).

Сложились достаточно устойчивые мифы о «роботах, крадущих работу», которые не подтверждаются на реальных данных. Взрывной безработицы не наблюдается: занятость в сфере контента (например, копирайтеров в США) выше на 15%, чем до пандемии. Также ИИ чаще дополняет людей, а не заменяет: в маркетинге 63% компаний используют ИИ для анализа данных, но креатив остаётся за человеком.

Таким образом, ИИ — не «волшебная таблетка», а инструмент, требующий стратегического подхода. Он может принести значительные выгоды для компаний, но только тех, кто учитывает риски, использует грамотное бюджетное планирование и показывает высокую готовность адаптироваться к быстро меняющейся среде. Главной целью должно стать построение системы, где технологии усиливают бизнес, а не становятся чёрной дырой для инвестиций.