Среда, 02.07.2014, 07:25
Тема введения в России налога с продаж (НСП), которая, казалось, наконец уходит в прошлое, снова актуальна: Правительство рассматривает возможность предоставить субъектам РФ право вводить у себя НСП по ставке до 3%.
Подробности пока неизвестны, в т.ч. не ясно, будут ли все розничные и оптовые продажи включаться в налоговую базу НСП или будут какие-либо изъятия. Целью введения НСП является пополнение региональных бюджетов. По оценкам Министра финансов РФ А. Силуанова, НСП принесет около 200 млрд руб. в год.
Исходя из прошлого опыта взимания НСП в России и существующих сложностей с финансовой обеспеченностью регионов можно предсказать, что все или почти все субъекты РФ пожелают ввести у себя новый налог. Очевидно, что следствием этого станет соответствующее повышение розничных цен, особенно в секторах рынка с низким уровнем конкуренции.
Поскольку объем продаж значительно разнится по регионам, поступления от НСП будут также большей частью приходиться на ограниченное число регионов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и некоторые другие), которые в большинстве своем и так являются донорами. Таким образом, целесообразность введения НСП вообще сомнительна. Разрыв в уровне финансовой обеспеченности регионов также увеличится.
На наш взгляд, введение НСП крайне нежелательно и по ряду других причин:
НДС по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем НСП: он не только нейтрален к международной торговле, предпринимательским интересам, позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг и т.п., но и обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, так как имеет встроенные механизмы противодействия уклонению от налогообложения.
В мировой практике НДС значительно преобладает над НСП и наблюдается тенденция к отказу от НСП в пользу НДС. Как правило, по мере усиления позиций страны в международной торговле и улучшения институционального климата, включая качество налогового администрирования, происходит отказ от использования НСП в пользу более современного НДС.
Таким образом, вопрос пополнения региональных бюджетов, на наш взгляд, намного эффективнее было бы решить путем повышения ставки НДС и перераспределения части поступлений НДС в пользу субъектов РФ.
Светлана Шаталова – старший научный сотрудник