Вторник, 20.03.2018, 06:08
Все больше обсуждений в экспертном сообществе происходит на тему налогового скоринга. Для российского налогового поля – это новинка. В соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ «О внесении изменений в ст. 102 ч. 1 Налогового кодекса РФ» часть сведений о налогоплательщиках, ранее находившаяся исключительно в распоряжении налоговой службы, будет выведена из состава налоговой тайны и сделана доступной общественности. Изначально планировалось предать соответствующую информацию огласке с конца июля 2017 г., однако впоследствии Приказом от 27.07.2017 № MM-7-14/582@ дата практической реализации новых положений была изменена на 1 июня 2018 г.
О какой информации идет речь?
Общедоступными станут следующие сведения о налогоплательщиках:
• суммы недоимки / задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
• налоговые правонарушения и меры ответственности за них;
• специальные налоговые режимы, применяемые налогоплательщиками;
• участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
• среднесписочная численность работников организации за календарный год;
• суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
• уплаченные организацией в календарном году суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, и сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.
Федеральная налоговая служба анонсировала свое намерение ввести налоговый скоринг юридических лиц: поскольку данные о налоговой задолженности компаний станут публичными, на их основании налогоплательщикам будут присвоены красный, желтый или зеленый рейтинги, соответствующие высокому, среднему и низкому риску налоговых правонарушений, что поможет компаниям принимать более информированные решения при выборе контрагента.
На данный момент понятие налогового скоринга в России в нормативно-правовых актах не закреплено и используется неофициально по аналогии с кредитным скорингом, распространенным в финансовой сфере и представляющим собой ряд мер по оценке кредитных рисков. При осуществлении кредитного скоринга кредитные риски (вероятность невозврата кредита) рассчитываются на основе количественного анализа данных, т.е. обработки определенной информации по большому количеству клиентов. Критерии, которые при этом подвергаются анализу, предположительно коррелируют с вероятностью возврата долга, таким образом, по результатам обработки информации складывается некий рейтинг заемщиков в соответствии с потенциальными кредитными рисками. Исходя из имеющейся на данный момент информации, при осуществлении налогового скоринга федеральная налоговая служба планирует действовать аналогично: предполагая, что информация, ставшая доступной в результате правок законодательства, коррелирует с налоговыми рисками соответствующего налогоплательщика, путем количественного анализа таких данных налоговая служба будет формировать некий рейтинг налогоплательщиков в соответствии с ожидаемой вероятностью неуплаты налогов.
Возможный эффект изменений
Вопрос весомости определенных в результате налогового скоринга рисков для определения добропорядочности партнера на данный момент не урегулирован. Это означает, что, скорее всего, данная информация будет использоваться налогоплательщиками в дополнение к другим мерам проверки репутации фирмы.
Мотивом законодателя при введении данных правок налогового законодательства помимо борьбы с фирмами-однодневками являлось, безусловно, повышение социальной ответственности бизнеса: разглашение перечисленных данных призвано сократить асимметричность информации между компанией и ее потенциальными контрагентами. В условиях, когда такая информация скрыта, компания обладает стимулом не сообщать контрагенту о проблемах бизнеса или приукрашать действительность. Если же достоверные данные могут быть обнаружены любым пользователем в сети в течении пяти минут, это не только исключает возможность их искажения, но и стимулирует предприятия действительно прикладывать усилия для улучшения своих бизнес-показателей: чем они лучше, тем привлекательнее профайл фирмы выглядит для потенциальных партнеров и инвесторов. Такая принудительная честность может пойти бизнесу на пользу, поведенческая экономика говорит нам, что люди иначе принимают решения, если знают, что их последствия у всех на виду.
Однако для некоторых налогоплательщиков изменения могут стать и источником проблем. Как известно, налоговые судебные разбирательства продолжительны во времени и могут касаться крупных сумм. Тем не менее, на время судебных процессов (пока не доказано обратное) компания будет считаться имеющей налоговую недоимку и, соответственно, попадет в перечень юридических лиц, в отношении которых существует риск налоговых правонарушений. Это может повлиять на репутацию корпорации и повлечь за собой дополнительные финансовые издержки и упущенные возможности.
Наталья Пушкарева – научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы