Понедельник, 17.11.2014, 09:03
Слепо надеяться на Резервный фонд и ФНБ действительно нельзя. В 2008-2009 гг. объемы государственных фондов были существенно выше, да и восстановление экономики началось быстрее. Сейчас же перспективы решения проблемы абсолютно не ясны, и вероятность того, что ситуация обернется затяжным кризисом, достаточно высока. Это даже не кризис, а полное исчерпывание модели роста 2000-х.
Давайте внимательно взглянем на проект бюджета 2015—2017 годов: базовая цена на нефть в прогнозе — 96 долларов за баррель, но фактически он сверстан относительно 100 долларов за баррель. Дефицит изначально заложен в меньшем объеме, а доходы в большем. Доходная база уменьшается, а мы закладываем в проект рост расходов, что делает бюджет окончательно нереалистичным. В таких условиях нужно срочно задуматься о сокращении всех неэффективных госрасходов.
Другой момент — это заморозка накопительной части пенсии граждан второй год подряд. На мой взгляд, это решение следует воспринимать как негласную отмену накопительной части, а значит, вся пенсионная реформа оказывается на волоске. При этом власти постоянно призывали граждан подумать о будущей пенсии и принести свои взносы, чтобы получить еще столько же от государства и от работодателя. В результате и без того слабое доверие к пенсионной системе упало до нуля, и люди почувствовали себя обманутыми.
Сегмент здравоохранения тоже рискует оказаться без необходимого государственного финансирования. Напомню, что денег больницам не хватало уже в этом году, потребовалось привлекать дополнительные средства. Дальше ситуация будет только усугубляться. Мы часто слышим, что хотя бы налоговая нагрузка на здравоохранительный сектор не повышается, но чем же тогда, по сути, является снятие порога по взносам в Фонд ОМС?
В проекте также заложено снижение трансфертов из федерального бюджета регионам. А у регионов как раз проблемы со сведением бюджетов и выполнением майских указов президента. Таким образом, если политика федерального центра не будет скорректирована, то возможно нарастание социальной напряженности в стране и даже дефолт в отдельных регионах.
Регионам необходимо либо увеличение федеральных трансфертов, либо дополнительные налоговые поступления. Но это узкий коридор, по которому следует двигаться очень осторожно. Если все-таки рассматривать вариант с повышением налогов, что крайне нежелательно, то лучше уж увеличить НДС. Благо не был введен налог с продаж — от него выиграли бы только самые богатые регионы. Возможен также вариант с передачей некоторых расходов с регионального уровня на федеральный (например, взносы в ОМС за неработающее население). Такой ход оказал бы выравнивающий эффект, выиграли бы как раз наиболее бедные регионы.
Арсений Мамедов - зав. лабораторией бюджетной политики
Комментарий подготовлен на основе статьи Новой газеты «Урезание под наркозом».