Владимир Назаров: «Сокращение розничных продаж связано с низким уровнем проникновения интернет-торговли»

Четверг, 28.05.2020, 20:30

Владимир Назаров, заместитель заведующего международной лабораторией здравоохранения и его реформирования Института Гайдара в беседе с «Ридус» поделился мнением о том, как повлияла пандемия на жизнь людей и экономику в целом.

По данным Росстата, в апреле объем розничных продаж в России обрушился на 23,4% в годовом выражении и на 28,5% относительно марта. Это хуже пессимистичных прогнозов экономистов, которые в среднем ожидали падение на 17,7%. Продажи продуктов питания снизились на 9,3%, непродовольственных товаров – на 23,4%, в секторе услуг падение достигло 38%.

По мнению В. Назарова «масштаб падения, в принципе, не так уж сильно отличается от показателей других стран. В ситуации, когда закрываются все магазины, кроме продуктовых, а людей ограничивают в передвижении, проседание потребительского спроса вполне логично», – отметил он.

В. Назаров согласился с мнением других экспертов, что снижение розничных продаж в России может быть связано с низким уровнем проникновения интернет-торговли.

«Наверное, это тоже сыграло свою роль. Но все же львиную долю сокращения спроса дала именно неуверенность людей в объеме своих доходов и вообще в будущем экономики. Не случайно сейчас в Европе уже все магазины открыты, но посетителей там не так уж много», – полагает он.

«Не стоит забывать и об ажиотаже, который наблюдался практически во всех странах накануне введения карантинов, когда с полок магазинов сметалось почти все. Россия не стала исключением. И вполне закономерно, что этот всплеск потребительской активности сменился провалом, тем более в условиях самоизоляции: люди сидели по домам и проедали созданные таким образом запасы», – отметил В. Назаров.

«Другое дело, что на примере той же Европы и США, которые начали выходить из карантина раньше России, уже видно, что розница оживает в последнюю очередь», – обращает внимание эксперт Института Гайдара.

«Достаточно быстро восстанавливается промышленность, даже сфера услуг B2B (бизнес для бизнеса), продажи домов тоже неплохо себя чувствуют. А вот потребительский спрос восстанавливается медленно. Точно так же будет складывать ситуация и в России. Но в любом случае, восстановление спроса – это все-таки вопрос квартала, максимум двух. Однако, чтобы дойти до тех уровней, с которых началось падение, понадобится время, и сроки будут зависеть от темпов восстановления мировой экономики», – прогнозирует экономист.

По мнению В. Назарова после эпидемии коронавируса в целом не произойдет существенных изменений, но интернет еще в большей степени станет неотъемлемым компонентом жизни граждан.

«Какое-то короткое время россияне будут меньше потреблять, как и большинство жителей самых разных стран, да и определенные услуги до поры будут недоступны по чисто техническим причинам (туризм, развлечения), но потом все вернется на круги своя, и мир в целом останется прежним. Как только все откроется, и у людей снова появятся деньги, они начнут их тратить в привычном режиме», – уверен В. Назаров.

«Безусловно, усилятся тенденции, которые зародились еще до коронакризиса. Доля той же интернет-торговли и раньше ежегодно росла. Сейчас, возможно, этот процесс пойдет быстрее. Удаленных сотрудников станет больше: каждая компания десять раз подумает, стоит ли открывать новый офис или можно работать из дома. Но это не означает, что все офисы вдруг опустеют, а все население резко уйдет в онлайн во всех сферах жизни», –заключил эксперт Института Гайдара.