Управление процентными ставками станет ключевым в денежно-кредитном регулировании

Понедельник, 08.10.2012, 14:13

4 октября Банк России опубликовал на своем интернет-сайте проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 г. и период 2014 и 2015 гг.



К 2015 г. РФ планирует завершить переход к таргетированию инфляции. В рамках стратегии последовательного замедления темпов роста цен ставится задача снижения инфляции до 4–5% в год к 2014 г. При этом на 2013 г. целевой диапазон инфляции составляет 5–6%.

Основной целью курсовой политики Банк России видит сокращение прямого вмешательства в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса (к 2015 г.).

По мере снижения вмешательства ЦБ РФ в функционирование валютного рынка политика управления процентными ставками с помощью операций предоставления и изъятия ликвидности станет ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования. Решение об изменении процентных ставок будут приниматься, как правило, ежемесячно с учетом анализа инфляционных процессов и развития экономической активности.

Другими важными задачами на среднесрочную перспективу Банк России ставит:
  • поддержание финансовой стабильности (для реализации этой цели Банк России будет основываться на лучшей международной практике в области риск-ориентированного надзора, обеспечения прозрачности деятельности кредитных организаций, дифференцированного надзора за финансовыми институтами в зависимости от их системной значимости); мы полагаем, что в рамках достижения данной цели большое внимание должно уделяться вопросам анализа устойчивости банковской системы к шокам с учетом их высокой зависимости от рефинансирования со стороны органов государственной власти;
  • развитие инфраструктуры финансовых рынков и расширение их емкости; по мере перехода к инфляционному таргетированию особое значение будет приобретать рынок производных финансовых инструментов, позволяющих захеджировать в том числе валютные риски, которые будут увеличиваться по мере роста волатильности обменного курса рубля;
  • обеспечение координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики Правительства России; значимость такой координации в условиях вклада регулируемых государством тарифов в инфляцию, а также при влиянии бюджетно-налоговой политики на денежное предложение в РФ трудно переоценить; безусловно, сбалансированная бюджетная политика, направленная на снижение бюджетного дефицита и страновых макроэкономических рисков, будет способствовать достижению ЦБ РФ своей цели по инфляции; однако возможности ЦБ РФ по влиянию на бюджетно-налоговую политику минимальны;
  • повышение информационной открытости Банка России в области денежно-кредитной политики; в последние годы ЦБ РФ достиг определенного прогресса в области повышения прозрачности своей политики и в настоящее время приближается к лучшим мировым образцам; в то же время у него еще есть ресурсы по повышению качества аналитической работы, анализа макроэкономической ситуации, а также более подробному объяснению экономическим агентам причин и следствий принимаемых им решений.

П.В. Трунин – к.э.н., зав. лабораторией денежно-кредитной политики