Пятница, 17.06.2016, 13:08
Ратификация в ноябре 2014 г. Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. накладывает на Россию определенные, в том числе дополнительные, обязательства в части оказания помощи по налоговым делам.
Конвенция предусматривает помимо обмена информацией (по запросу, автоматического, инициативного) проведение одновременных налоговых проверок, участие в налоговых проверках за границей, оказание помощи по взиманию налогов, вручении (направлении) документов. Россия ратифицировала Конвенцию с рядом оговорок, например, оставляет за собой право не оказывать помощь по взысканию любого налогового требования или по взысканию административного штрафа.
Наиболее развитым на сегодняшний день направлением оказания помощи по налоговым делам является обмен информацией, в частности по запросу. Россия не участвует в проверках за границей, а проведение одновременных налоговых проверок фактически отсутствует за редким исключением.
Россия планирует присоединиться к международному автоматическому обмену информацией с 2018 г. Условием для этого является соответствие страны международным стандартам налоговой прозрачности. По результатам исследования Глобального форума по прозрачности и обмену налоговой информацией ОЭСР по России 2014 г., России присвоен рейтинг «в основном соответствует международным стандартам налоговой прозрачности». Такой же, как у России, рейтинг, например, у США, Великобритании, Германии. Однако ряду стран присвоен рейтинг «соответствует международным стандартам налоговой прозрачности», например, Бельгии, Канаде, Финляндии, Франции. Сегодня автоматический обмен информацией Россия проводит со странами ЕАЭС, но только по косвенным налогам.
Для выполнения Россией обязательств по оказанию административной помощи по налоговым делам в рамках предложений по совершенствованию информационного обмена предлагаем создание базы конечных бенефициарных владельцев, более четкое определение в законодательстве ответственности за убытки, причиненные налогоплательщику в следствии деяний должностных лиц налоговых органов, подписание с офшорными юрисдикциями соглашений об обмене информацией, ратификацию Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Также предлагаем введение обязанности физлиц по предоставлению информации по сделкам с имуществом вне РФ на регулярной основе.
В части иных направлений оказания административной помощи предлагаем предусмотреть возможность участия представителей российских налоговых органов в проверках за рубежом, предоставить аналогичную возможность представителям зарубежных компетентных органов. При этом предлагаем ограничить участие иностранных представителей налоговых органов в соответствующих налоговых проверках только их пассивным участием.
Также предлагаем внести изменения и дополнения в Соглашение Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы от 4, 14 апреля 2014 г. № 0001/7/ММВ-23-8/3@ «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов» в части взыскания трансграничной налоговой задолженности. Поддерживаем позицию ФНС о том, что любой порядок по содействию в сборе налогов не сможет дать желаемого результата без решения вопроса обязательного (автоматического) исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации на территории иностранных государств, и наоборот, судебных актов третейских судов на территории Российской Федерации. Кроме того, считаем целесообразным заключение дополнительных межведомственных международных договоров по оказанию помощи в сборе налогов, а также создание специального отдела по административному взаимодействию с выделением специалистов и бюджетного финансирования в ФНС России.
Помимо предложений, напрямую связанных с налогообложением, предлагаем дальнейшее снятие ограничений в части оснований для зачисления денежных средств на зарубежные счета валютных резидентов РФ.
Наталья Корниенко – к.ю.н., зав. лаборатории развития налоговой системы;
Елена Великова – с.н.с. лаборатории развития налоговой системы