Технический регламент на молоко

Среда, 25.03.2009, 14:55

Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» был принят Государственной Думой РФ в конце мая 2008 г. и введен в действие через шесть месяцев после официального опубликования. С этого момента продукт из сухого молока не может носить название «молоко», он может называться только «молочный напиток».



Теоретически введение технического регламента приводило к росту спроса и, как следствие, цен на натуральное молоко, произведенное внутри страны. Однако, в связи с необоснованно высокой ценой на продукт из сухого импортного молока при переходе на натуральное молоко, цена не должна была вырасти резко, так как в условиях нынешнего кризиса она «упиралась» в падающий платежеспособный спрос населения.

В феврале 2008 г. средние по России закупочные цены на молоко вдруг снизились, потом в марте-апреле поднялись и резко упали в апреле. Это падение продолжалось до августа. С августа наблюдается рост, но он и в начале 2009 г. не обеспечил уровня цены начала 2008 г.

Падение закупочных цен на молоко летом – обычное дело. В России до сих пор производство молока по месяцам неравномерно из-за того, что в большинстве хозяйств не перешли на систему, обеспечивающую равномерное распределение отелов и, как следствие, надоев по месяцам года.

До принятия технического регламента доля цены сельхозпроизводителя в розничной цене пакета молока 3,2% жирности составляла 54%, а через два месяца после его введения – уже 34%. То есть в период перехода к техническому регламенту сельхозпроизводители были поставлены в худшие, а не лучшие условия

Сопоставление дат прохождения закона с динамикой цен показывает, что закупочные цены упали после того, как стало ясно, что регламент будет принят. При этом цены розницы и переработчиков возросли. Переработчики и магазины объясняют повышение своих цен ростом издержек. Действительно, цены на ресурсы растут, но растут они и на ресурсы для сельского хозяйства. Только разрозненные производители молока не могут диктовать цены.

После введения регламента переработчикам оставлено еще 6 месяцев (максимальный срок хранения уже изготовленного молока), в течение которых они могут продавать уже произведенную из сухого молока продукцию. Это означает, что молочные заводы могут сократить объемы закупки натурального молока, не снижая общих объемов своей реализации. В этой связи сельхозпроизводителям не стоит ждать роста закупочной цены ближайшие 4 месяца.

Переработчики молока объясняют снижение закупочных цен на молоко его низким качеством. Хозяйства, как правило, оснащены примитивными лабораториями, а при приеме на заводе молоко оценивается по многим характеристикам. Альтернативных лабораторий, которые также быстро и недорого проводили бы анализ при выезде молоковоза из хозяйства, нет.

В этих условиях вполне прогнозируемо такое развитие событий: молочные коровы будут отправляться на мясокомбинат. И чем дольше будет продолжаться такая ситуация, тем больше будет сокращение поголовья. Это при том, что мероприятия по поддержке молочного скота содержатся как в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., так и во всех соответствующих программах субъектов РФ. Налицо парадоксальная ситуация: государство стимулирует развитие молочного скотоводства и тратит деньги, а многочисленные разрозненные производители сельскохозяйственной продукции беспомощны перед лицом монополизированных, как правило, переработчиков. А после сброса поголовья нужно будет импортировать сухое молоко и готовить продукцию из него. Тогда она будет потребляться населением, даже если на пакете будет написано «молочный напиток». Другого молока будет очень мало. И это не предсказание, а горький опыт начала 90-х годов.

Нельзя сказать, что проблема цен для сельхозпроизводителей не обсуждается: в прессе много сообщений о собраниях, встречах, намерениях и планах выхода из ситуации. Однако меры защиты нужны уже сейчас: ограничение ввоза натурального молока из ближнего зарубежья, повышение пошлин на ввоз сухого молока, введение практики переговоров с объединениями производителей молока или Минсельхоза РФ от лица молочных хозяйств и монополистов, владеющих молочными заводами. Это нормальная международная практика.

Н.И. Шагайда – д.э.н.