Эксперты Центра развития Высшей школы экономики констатируют начало технической рецессии для российской экономики.
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности исчисляется Росстатом на основе данных об изменении физического объема производства продукции сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта, розничной и оптовой торговли. Действительно, визуальный анализ динамики этого индекса с III квартала 2012 г. позволяет сделать вывод о том, что техническая рецессия имеет место (см.
Рис.1).
Рис. 1. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (% к предыдущему периоду), III кв. 2012 – I кв. 2013 гг.
Источник: Росстат.
По оценкам Института Гайдара, такая динамика индекса обусловлена, с одной стороны, снижением экспорта российских углеводородов (добывающий сектор), а с другой, внутренними факторами (сокращение объема выпуска обрабатывающей промышленности произошло из-за снижения инвестиционной активности, а также из-за падения спроса на внутренние товары ввиду роста объемов импорта и т.д.).
Вместе с тем, на наш взгляд, однозначных выводов о наступлении рецессии в российской экономики делать пока не следует: как отмечалось ранее, Минсельхоз прогнозирует рост урожая зерна в 2013 г. на 25-30 % по сравнению с предыдущим годом, что,
по мнению ряда экспертов, может оказать положительное влияние на показатели роста экономики в 2013 г.
Вместе с тем, нами неоднократно подчеркивалось, что хороший урожай может оказать лишь краткосрочный эффект, а для ускорения темпов экономического роста России нужны более серьезные меры. Опасения относительно сложившейся ситуации
высказывает и председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Высокие цены на нефть уже не гарантируют высокие темпы экономического роста, сопоставимые с 2000–2007 гг. При этом, по мнению Степашина, снижение темпов роста ВВП может отрицательно сказаться на поступлениях доходов бюджета. Что касается бюджетного правила
(см. ст. 96.9 БК РФ), то в данном случае оно не спасает положение, поскольку дополнительные нефтегазовые доходы, согласно законодательству, могут направляться не в Резервный фонд, а на замещение недопоступивших доходов в бюджет.
Все вышесказанное в очередной раз свидетельствует об опасности более глубокого спада российской экономики в отсутствие необходимых реформ, чем это наблюдается сейчас.
М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития