Субсидии регионам необходимо консолидировать

Пятница, 29.03.2013, 16:44

На прошедшем 28 марта заседании Правительства Российской Федерации обсуждались направления реформирования системы межбюджетных трансфертов, в частности консолидация субсидий и их распределение.



В целом, предложения сократить количество видов субсидий и их консолидировать являются логичными и правильными. Существующая система большого числа разрозненных субсидий, чей общий объем по некоторым направлениям не превышает (или едва превышает) 1 млрд руб., существенно снижает эффективность и прозрачность российской системы межбюджетных отношений, в первую очередь с точки зрения чрезмерного ограничения свободы принятия решений региональными властями на фоне несовпадения в ряде случаев федеральных и региональных приоритетов (т.е. федерация не может правильно определить, что действительно нужно жителям того или иного региона). Также крайне важным является переход к распределению субсидий преимущественно в рамках Закона о федеральном бюджете, что может существенно повысить предсказуемость для регионов объема межбюджетных трансфертов и увеличит эффективность использования бюджетных средств. Как отметил Министр финансов Антон Силуанов, «на конец 2012 года было не использовано 242 млрд руб. субсидий и субвенций, и из них инвестиционные не были использованы на 165 млрд руб.».

Однако до последнего времени происходило явное торможение процесса реформирования механизма предоставления субсидий из федерального бюджета, что существенно сказывается на прозрачности и эффективности межбюджетных отношений между федерацией и регионами.

Действующие бюджетные проектировки предусматривают снижение количества субсидий со 104 в 2012 г. до соответственно 93, 81 и 70 видов в 2013–2015 гг. Однако предлагаемое сокращение числа субсидий представляется явно недостаточным. Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р утвержден перечень государственных программ Российской Федерации в количестве 41 (с учетом внесенных изменений). Сопоставление числа госпрограмм и предполагаемого числа субсидий позволяет сделать однозначный вывод, что в рамках по крайней мере некоторых госпрограмм будет распределяться более одной субсидии, что представляется неоправданным и чрезмерно усложняющим систему межбюджетных трансфертов.

Следует также учитывать, что далеко не каждая программа предполагает софинансирование региональных расходов со стороны федерального бюджета просто потому, что соответствующие полномочия закреплены исключительно за федерацией. В результате можно говорить о том, что планируемое к 2015 г. число субсидий более чем в 2 раза превышает число государственных программ. При этом важно отметить, что закон о федеральном бюджете на 2012–2014 гг. предусматривал сокращение количества субсидий до 70 в 2013 г. и 62 в 2014 г., т.е. планы были существенно скорректированы в сторону увеличения числа видов субсидий.

В плане распределения субсидий в рамках Закона о федеральном бюджете ситуация следующая. Государственная программа "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" предусматривает повышение доли субсидий, распределение которых между субъектами РФ утверждено приложением к Закону о федеральном бюджете, в общем объеме субсидий с 16,1% в 2013 г. до 55% в 2020 г. (минимальные значения соответствующего целевого индикатора). Представляется, что целевые значения данного индикатора существенно занижены и соответствующая доля должна составлять до 80–90% уже к 2015-2016 гг.

Важно понимать, что торможение процесса реформирования механизма предоставления субсидий из федерального бюджета во многом связано не с плохой работой Минфина России, а с позицией других федеральных министерств – администраторов субсидий. Необходимо, чтобы предложения Минфина по консолидации субсидий и их распределению в рамках Закона о федеральном бюджете, уже не раз озвученные и достаточно давно фигурирующие в официальных концептуальных документах, нашли реальную и активную поддержку на уровне Правительства РФ.

А.А. Мамедов – научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма