"Строгая" алкогольная политика теряет смысл

Четверг, 17.10.2013, 12:51

Правительство РФ рассматривает возможность заморозить или даже снизить ставки акцизов на алкоголь с 2015 г.



Таким образом, запланированное ранее серьезное повышение акцизов, направленное, по заверениям Правительства РФ, на увеличение поступлений в бюджет РФ и на ограничение употребления алкогольных товаров, может быть отложено или не состояться вовсе. Согласно последней редакции акцизных ставок, утвержденных 30 сентября Президентом РФ, акциз на алкоголь крепостью более 9 градусов должен в 2014 г. вырасти до 500 руб. за 1 л спирта, в 2015 г. – до 600 руб., а в 2016 г. – до 660 руб.

Резкое увеличение акцизных ставок на крепкий алкоголь неминуемо приведет к росту рынка нелегальной продукции. Кроме того, алкогольная продукция российского производства будет замещена более дешевыми аналогами, поставляемыми из стран Таможенного союза и СНГ. Во многом это обусловлено низкими акцизными ставками в странах-соседях. Например, ставка акциза на крепкий алкоголь в Казахстане в 4 раза ниже российской и составляет 105 руб. за 1 л продукции. Мировой опыт показывает, что в современных условиях открытости мировой экономики, улучшившихся условий логистики и изменения таможенных правил, «строгая» алкогольная политика теряет смысл – государство терпит убытки, страдая от рынка нелегального распространения алкоголя.

Стоит отметить, что активный рост ставок акциза на алкоголь негативно скажется на уровне собираемости налога, что уже наблюдается с 2010 г. Повышается давление на российских производителей со стороны нелегальных поставщиков и стран-соседей. Подобная ситуация чревата банкротством и закрытием небольших производств в рамках крупных холдингов со всеми социально-экономическими последствиями – ростом безработицы, сокращением налоговых поступлений и т.п.

К тому же мировой опыт показывает, что увеличение уровня ставки акциза на алкогольную продукцию далеко не всегда приводит к сокращению потребления. Например, в странах Северной Европы были зафиксированы случаи, когда резкий рост ставок приводил к увеличению потребления алкоголя среди населения за счет замещения легальной продукции нелегальной. Таким образом, повышение акцизов нельзя однозначно рассматривать как критерий алкогольной политики, направленный на снижение уровня употребления спиртных напитков.

Из этих соображений решение правительства РФ о возможном замораживании/снижении акцизов на алкоголь с 2015 г. не лишено оснований, несмотря на все фискальные аргументы, и, конечно же, поддерживается профессиональным сообществом производителей алкогольной продукции. В случае его непринятия, по оценкам Союза производителей алкогольной продукции, государство может недополучить более 150 млрд руб. акцизов и прочих налогов.

Также не следует забывать и о регулирующей функции акциза: посредством выстраивания соответствующего соотношения ставок на алкоголь необходимо создавать ценовые стимулы для изменения структуры его потребления в сторону слабоалкогольных напитков. На наш взгляд, следует индексировать опережающими темпами ставки акциза на крепкий алкоголь, при этом индексация должна сопровождаться дальнейшим ужесточением администрирования, чтобы не допускать расширения теневого сектора.

Н.С. Могучев – научный сотрудник лаборатории бюджетной политики