Страны АТЭС договорились работать сообща

Среда, 12.09.2012, 15:09

2–9 сентября 2012 г. во Владивостоке прошел саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). По итогам встречи лидеры стран-участниц приняли Владивостокскую декларацию.



На фоне долгового кризиса в Европе и финансовой нестабильности США саммит АТЭС призван подчеркнуть привлекательность рынков АТР как для инвесторов, так и для сбыта продукции и природных ресурсов. Именно этот посыл предопределил атмосферу прошедшего саммита.
 
Так, в итоговой декларации отмечается, что за последние два десятилетия экономики – участницы АТЭС добились впечатляющего прогресса и намерены обеспечивать рост и процветание региона в ближайшие годы. С момента первой встречи лидеров стран АТЭС, состоявшейся в 1993 г. в Сиэтле (США), объем торговли в АТР вырос в четыре раза, а прямые иностранные инвестиции ежегодно увеличиваются более чем на 20%.
 
Вместе с тем в декларации подчеркивается, что, несмотря на очевидные тенденции по глобальному посткризисному восстановлению мировой экономики, сегодня по-прежнему сохраняются значительные риски спада и нестабильности. События в Европе оказывают неблагоприятное воздействие на рост в регионе. В таких условиях экономики АТЭС твердо намерены работать сообща в интересах содействия развитию, укрепления финансовой стабильности и восстановления доверия.
 
Одним из механизмов обеспечения устойчивого и сбалансированного роста страны АТЭС единодушно признают либерализацию торговли и движения капитала. Однако за время председательства России конкретных соглашений по созданию зон свободной торговли подписано не было. Участники саммита ограничились декларативными заявлениями о намерениях облегчить условия торговли и инвестиционной деятельности в АТР.

Так, в  декларации подтверждаются обязательства экономик по отказу от протекционистских действий – в том числе, обязательство воздерживаться до конца 2015 г. от создания новых барьеров для инвестиционной деятельности или торговли, от введения новых экспортных ограничений и от реализации не согласующихся с правилами ВТО мер в любых областях, включая меры, стимулирующие экспорт.
 
Также лидеры подчеркнули важность «Богорских целей» и признали, что создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) является важнейшей задачей  в области региональной экономической интеграции.
 
Лидеры также подтвердили обязательства по содействию «зеленому» росту и поиску практических, содействующих расширению торговли ответов на глобальные экологические вызовы. Среди достижений в данной области отмечается утверждение экономиками АТЭС перечня из 54 экологических товаров, непосредственным и позитивным образом содействующих достижению целей «зеленого» роста и устойчивого развития. Экономики обязуются снизить тарифные ставки на указанные в перечне товары до 5 или менее процентов к концу 2015 г.  Отметим, что подобный вопрос уже на протяжении 10 лет обсуждается в рамках ВТО, однако конкретных практических результатов так и не было достигнуто.
 
Немаловажную роль в интенсификации торговли между странами АТР имеет транспортная логистика. Так, в декларации отражена приверженность лидеров стран АТЭС целям по 10%-ному увеличению производительности цепочек поставок к 2015 г. Речь идет о сокращении времени, снижении стоимости и уровня неопределенности при передвижении товаров и услуг в АТР. Приветствуется принятие более систематизированного подхода к устранению «узких мест» в цепочках поставок. Цепочки должны стать более надежными, устойчивыми, безопасными, эффективными, транспарентными, диверсифицированными и «умными».  
 
К слову, на саммите Россия активно продвигала пакет из более 20 транспортно-инфраструктурных проектов на сумму около 12,3 трлн руб. Основные проекты – модернизация Транссиба и БАМа. Помимо этого в ходе встречи обсуждались дальнейшие перспективы развития Северного морского пути и Транскорейской железной дороги.

В.В. Идрисова – к.э.н., научный сотрудник лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры