При рассмотрении Правительством вопроса о внесении в Государственную Думу рассматриваемого законопроекта было отмечено, что его принятие связано с необходимостью реализации Определения Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. по жалобе Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В данном Определении указывается, что взаимосвязанные положения ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусматривают правового механизма, гарантирующего установление работающим военным пенсионерам наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов.
Рассматриваемыми поправками в пенсионное законодательство должны создаваться правовые и финансовые основания для реализации военнослужащими, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии со страховыми принципами, а также права на одновременное получение указанных пенсий и страховой части трудовой пенсии. Государственным гражданским служащим, получающим пенсию за выслугу лет, должно предоставляться право на получение страховой доплаты в порядке и на условиях, установленных законопроектом.
В настоящее время право на страховую часть пенсии по общему правилу имеют лишь граждане, производившие соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ от своей заработной платы. Однако в ряде случаев граждане в отдельные периоды не имеют дохода в виде заработной платы и, соответственно, не имеют возможности производить пенсионные отчисления. Вместе с тем законодатель, учитывая социальный характер пенсионного обеспечения как такового, приравнял к периодам выплат страховых отчислений и некоторые периоды, в течение которых такие выплаты не производились. Эти периоды приравнены законодателем для целей пенсионного законодательства к периодам трудовой деятельности и выплат страховых отчислений.
В настоящее время закрытый перечень таких периодов содержится в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) и включает в себя:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить этот перечень двумя новыми периодами, а именно включить в страховой стаж:
- период проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
- период проживания за границей жен (мужей) работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, а также в международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
Соответствующими поправками в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривается обязанность государства за счет бюджета направлять в Пенсионный фонд отчисления не только за граждан, проходящих военную службу по призыву или осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но и за:
- жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- жен (мужей) работников, направленных за границу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, а также в международные организации.
Однако для реализации права указанных категорий граждан на страховое пенсионное обеспечение наиболее важной является норма, содержащаяся в последнем предложении п. 2 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно то, что порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом . Именно от порядка возмещения из бюджета пенсионных отчислений, в частности, от предусмотренных законом размеров этого возмещения, зависит сумма будущей пенсии военного пенсионера
1.
В настоящее время порядок возмещения регулируется Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 18-ФЗ. В ст. 1 этого закона указано, что сумма средств, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица нестраховых периодов, определяется путем умножения стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов. Таким образом, ключевым показателем для определения размера возмещения (а значит, и будущих пенсий), является понятие страхового года. Тем же законом определение стоимости страхового года отнесено к компетенции Правительства РФ.
Стоимость страхового года на 2007 г. утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2007 г. № 156, «исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на 1 января 2007 г., и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" на 1 января 2007 г., в размере 1 848 рублей». Данная формулировка означает, что за военнослужащего, госслужащего, их супругу (супруга) или воспитывающую ребенка мать государство ежемесячно отчисляет в Пенсионный фонд 258 руб. 75 коп. Для лиц 1967 года рождения и моложе эта сумма составляет 147 руб. 84 коп.
Разумеется, обеспечение даже такого размера отчислений требует определенных расходов бюджета. По оценкам Правительства РФ, дополнительные расходы, связанные с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих и госслужащих, составят в 2008 г. ориентировочно 5,3 млрд руб.
Однако весьма странным представляется тот факт, что даже такие минимальные гарантии не распространяются на четыре из шести предусмотренных законом льготных категорий. В действующей пенсионной системе ключевым для определения размера пенсии является не сам факт включения того или иного периода в трудовой стаж, а наличие на индивидуальном счете отчислений за этот период. Таким образом, в настоящее время лица, получающие пособия в период временной нетрудоспособности, пособия по безработице, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности, необоснованно репрессированные и впоследствии реабилитированные, осуществляющие уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, оказываются фактически лишенными даже минимальных гарантий по финансированию страховой части пенсии.
В этой ситуации включение предусмотренных рассматриваемым законопроектом периодов в страховой стаж и распространение на них гарантий государственного финансирования является шагом в направлении развития пенсионной системы. Однако эта мера демонстрирует и необходимость принятия дальнейших усилий:
- во-первых, по распространению гарантий финансирования из государственного бюджета отчислений за граждан, входящих в уже закрепленные законом льготные категории;
- во-вторых, по рациональному расширению перечня этих льготных категорий, в который, в частности, могут быть внесены периоды обучения в высших и профессиональных учебных заведения, периоды прохождения военной службы по контракту и т.п.;
- наконец, по увеличению размера страховых пенсионных отчислений за счет государственного бюджета хотя бы для наименее защищенных категорий граждан, таких, как матери, осуществляющие уход за ребенком, граждане, осуществляющие уход за инвалидом, незаконно привлеченные к уголовной ответственности лица.
В условиях продолжения пенсионной реформы эти меры могут способствовать смягчению наиболее негативных эффектов реформенного периода и служить развитию пенсионной системы и повышению уровня дохода граждан в целом.
Казанцев Д.А. - старший юрист-аналитик
1 В рассматриваемом законопроекте эта фраза сформулирована так: «Порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящим пунктом, и расчета объема этих средств определяются федеральным законом».