Вторник, 26.11.2019, 14:49
В интервью агентству "Росбалт" старший научный сотрудник лаборатории инновационной экономики Степан Земцов рассказал о том, какие профессии убьет автоматизация, и почему безработных все равно не станет больше.
— Первую тройку профессий, которые ждет автоматизация, в Институте развития интернета определили весьма точно. Очевидно, что водители в принципе легко заменяемы алгоритмами. Уже сейчас Яндекс обкатывает свои беспилотники, мы видим эти автомобили, они ездят по Москве, по иннополису в Татарстане. В США в одном из штатов, если я не ошибаюсь, в Аризоне, уже разрешены поездки на автопилотируемом транспорте. И все же автоматизация этой сферы — не вопрос ближайшего десятилетия. России на это может потребоваться 15-20 лет, если не больше.
Но для начала нужно разобраться, о каких водителях мы говорим. Машинистов в метро, например, уже через пять-шесть лет может заменить программа. Водителей сельскохозяйственной техники, в принципе, тоже. Ведь, с одной стороны, в сельском хозяйстве сейчас не хватает работников, с другой — на полях нет знаков, светофоров и пешеходов, что позволяет внедрить там автопилоты даже раньше, чем на дорогах. Еще одно направление, где роботы в ближайшие 15 лет могут потеснить людей, — грузовой транспорт. В США и Швеции уже ездят автоматизированные колонны фур: в голове идет машина с водителем, а остальные на автопилоте идут за ней гуськом.
Но даже через 40-50 лет останутся профессиональные водители. Полностью профессия не умрет. Просто количество занятых в ней может резко сократиться.
— С продавцами дела обстоят примерно так же?
— С одной стороны, в России ситуация определяется скорее запросами государства, нежели запросами рынка, а оно снижать занятость не готово. Более того, когда есть дешевая рабочая сила, устанавливать роботов вообще нет смысла. Это будет экономически неэффективно.
Но, с другой стороны, население в России стареет. Все меньше рабочей силы, и второй год подряд миграционный прирост не компенсирует убыль. Поэтому, возможно, магазины просто будут вынуждены в ряде регионов переходить на роботов.
Технологически это уже возможно. В Химках, например, уже есть продуктовый супермаркет, в котором вообще нет ни одного сотрудника: ни охранников, ни кассиров. В Китае такая практика существует уже несколько лет. Думаю, в этой сфере автоматизация — это тоже вопрос 10-15 лет. Магазины без продавцов станут привычным делом уже через пять-шесть лет, а вот с беспилотниками сложнее: они ведь могут и убить человека, поэтому здесь важно все много раз протестировать и продумать.
— Говоря о продавцах, вы, насколько я поняла, имеете в виду работников крупных продуктовых супермаркетов. Но есть еще магазины одежды, техники.
— Да, но работают там уже не продавцы, а консультанты. Хотя и их тоже уже теснят алгоритмы. Например, у нас уже есть виртуальные примерочные, где можно спокойно посмотреть, как вещь будет сидеть именно на вас. Смысла выходить из дома вообще нет. Не нужны не продавцы — не нужны магазины. Вы уже сейчас можете не просто обувь подобрать, но заказать конкретно под вашу ногу. Все зависит от денег и наличия желания.
— В то время, как людям не хватает зарплаты, чтобы просто купить себе новые вещи, стоит ли говорить о виртуальном или даже персонализированном подборе с помощью технологий?
— Тогда кто, по-вашему, будет ходить в эти магазины, если, как вы говорите, у людей нет денег? Это еще раз подтверждает то, что я уже сказал: оффлайн-магазины просто закроют, потому что бизнесу выгоднее будет работать в интернете на людей с достатком. Другое дело, что в больших и средних магазинах автоматизация может произойти куда быстрее. На определенном этапе стандартизированные товары действительно выгоднее будет продавать просто через интернет. А вот фермеры, скажем, никуда не денутся, потому что это уже история про социальное взаимодействие.
— С водителями и продавцами все более или менее понятно. Но разве могут роботы заменить грузчиков?
— Есть высококвалифицированные грузчики, которые, собственно, грузчиками уже не являются. Это скорее операторы погрузочной техники. Они, понятно, останутся на своих местах. Есть низкоквалифицированные грузчики, которых автоматизация тоже не коснется, потому что роботы эффективны только в стандартных условиях. Но склады, вероятнее всего, будут переходить на автоматические системы.
— То есть, люди, которые поднимают мебель до квартиры, никуда не исчезнут?
— Понимаете, в чем дело. Они тоже не совсем грузчики. Скорее — специалисты по доставке. Их работу не пропишешь в алгоритме. А вот людей, которые перекладывают товар с транспорта на склад, заменят относительно быстро. Но тоже нужно понимать, что произойдет это не завтра и не послезавтра, а лет через 10. При этом все, что не связано с рутиной, все, что нельзя уложить в алгоритм, останется за человеком.
— Какие еще профессии сейчас в группе риска?
— Первым делом на ум приходят охранники. Системы видеонаблюдения уже сейчас позволяют упразднить эту должность. В будущем это сильно сократит число занятых в охранных предприятиях (точно так же как сократился штат ДПС с появлением камер видеофиксации нарушений). Останутся не охранники, а именно специалисты в сфере безопасности, которые умеют пользоваться крутыми информационными системами.
Официантов в недорогих ресторанах, где все процессы стандартизированы, тоже заменят роботы. Другое дело — дорогие рестораны, в которых есть свой шеф-повар. Официанты из них, скорее всего, тоже не исчезнут — просто потому, что человеку приятно, когда его обслуживает человек.
— Вы не считали, скольких автоматизация может лишить работы?
— В целом, если говорить про Россию, за все время прохождения волны автоматизации количество рабочих позиций может сократиться на 45%. Это примерно 20 миллионов человек. Но происходить все будет постепенно. И потом, будут появляться новые рабочие места. Хороший пример — Яндекс. Они практические уничтожили call-центры: мы уже никому не звоним, чтобы вызвать такси. Но при этом они создали очень много рабочих мест для водителей. То же самое происходит в торговле и общепите. Автоматизация убивает маленькие магазинчики у дома, они уже не эффективны, потому что есть доставка, но при этом создает рабочие места в той же доставке.
Меня обвиняют в том, что я предсказываю 20 миллионов безработных. Но скорее всего уровень безработицы будет очень низким, потому что изменится само понимание занятости. Во всем мире уже происходит прекаризация труда, все больше людей переходят от постоянной занятости к частичной. Это и проектная работа, и фриланс. И даже без постоянного места работы в принципе безработным ты не останешься. Даже в глухой деревне, где есть интернет, можно выполнять простейшие задания: поправить курсовую, обработать данные, сделать сайт и так далее. И вообще, такое понятие как безработица может исчезнуть.