Среда, 27.03.2013, 12:17
По данным Федерального Казначейства, объем доходов федерального бюджета за январь-февраль 2013 г. составил 1,98 трлн руб., т.е. относительно соответствующего периода 2012 г. снизился на 2,3 п.п. ВВП. Объем расходной составляющей бюджета за январь-февраль 2013 г. также сократился до 23,6 % ВВП (2239,5 млрд руб.), что на 0,3 п.п. ВВП ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
По итогам двух месяцев 2013 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом 2,7% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП ниже уровня соответствующего периода 2012 г. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета сократился на 2,1 п.п. ВВП и составил 13,0 % ВВП.
Основное сокращение поступлений в федеральный бюджет за первые два месяца текущего года произошло по доходам от внешнеэкономической деятельности – на 1,1 п.п. ВВП (7,6% ВВП) относительно аналогичного периода прошлого года. Одновременно снизились доходы федерального бюджета по НДПИ – на 0,4 п.п. ВВП – до 4,5% ВВП, по внутреннему и внешнему НДС на – 0,3 п.п. ВВП по каждому (до 2,6% и 2,3% ВВП соответственно) и по внешнему акцизу – на 0,01 п.п ВВП (0,07 % ВВП). Прирост доходов за январь-февраль 2013 г. наблюдается по внутренним акцизам – на 0,2 п.п. ВВП, до 0,8% ВВП относительно двух месяцев 2012 г. Поступления по налогу на прибыль по итогам января-февраля 2013 г. остались на уровне соответствующего периода прошлого года – 0,3% ВВП.
Динамика сокращения поступлений в федеральный бюджет, проявившаяся еще в конце III квартала прошлого года и усилившаяся по итогам двух месяцев текущего года, не может не вызывать опасений, поскольку с такой динамикой выполнить бюджетное правило, согласно которому дефицит бюджета должен поддерживаться на уровне 0,8% ВВП, будет довольно проблематично. По оценкам Минфина России, объем недовыполнения сбора доходов в федеральный бюджет в 2013 г. составит от 80 до 130 млрд руб. в зависимости от объемов импорта, средневзвешенной ставки импортной пошлины и обменного курса.
Дополнительные риски поддержания высокого дефицита вызваны тем, что основные параметры федерального бюджета 2013 г. сформированы в рамках жестких требований к уровню расходов и отказа от принятия новых расходных обязательств, не подкрепленных дополнительными доходами. Между тем, правительство берет на себя новые расходные обязательства. К примеру, на выполнение указа Президента РФ по сиротам должно быть выделено дополнительно около 40 млрд руб., кроме этого есть еще ряд направлений, по которым нужно увеличить расходы, а источники получения дополнительных доходов пока не выявлены.
Так, по итогам двух месяцев текущего года относительно ВВП выросли расходы по разделам «Общегосударственные вопросы» и «Национальная оборона» – на 0,4 п.п. ВВП по каждому, «Национальная экономика» – на 0,2 п.п., «Физическая культура и спорт» – на 0,01 п.п. ВВП в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время по большинству разделов федерального бюджета расходы в январе-феврале сократились, в том числе: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 0,1 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 0,01 п.п., «Образование» – на 0,2 п.п., «Культура, кинематография» – на 0,1 п.п., «Здравоохранение» – на 0,9 п.п., «Социальная политика» – на 2,4 п.п.; «Межбюджетные трансферты» – на 0,1 п.п. ВВП в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По остальным разделам расходы федерального бюджета за январь-февраль 2013 г. в процентах ВВП остались на уровне января-февраля 2012 г.
В целом состояние бюджетной системы на сегодняшний день, с учетом кризиса на Кипре и возможности усиления рисков замедления мировой и российской экономик, можно оценить как «неустойчивое равновесие», при котором значимым фактором сбалансированности бюджетной системы страны будут, скорее всего, не столько внешние факторы, а своевременные и согласованные действия Правительства, Минфина и ЦБ РФ, направленные на снижение негативных последствий этих факторов.
Т.В. Тищенко – к.э.н., с.н.с. лабораторий бюджетной политики