Пятница, 18.01.2013, 00:00
Детальный анализ декабрьских данных из опросов Института Гайдара показал, что 2012 год завершился для промышленности не очень удачно.
Продолжающееся ослабление спроса на промышленную продукцию заставило предприятия пересмотреть его оценки, перейти к явному снижению выпуска и цен, но – удержать под контролем запасы готовой продукции. Работники продолжают покидать промышленность из-за низких зарплат, а инвестиционные планы ухудшаются.
В конце 2012 г. динамика спроса на промышленную продукцию остается негативной. Исходные данные показали, что декабрьский темп снижения продаж достиг 4-летнего максимума, т.е. никогда с 2009 г. в декабре не регистрировалось опросами такого интенсивного снижения спроса. Очистка от сезонности вновь (как в июле 2012 г.) вывела значение баланса на 42-месячный максимум (в данном случае – худшее значение). По всем данным, ситуация со сбытом продукции в российской промышленности ухудшается.
Этот вывод подтверждают и оценки предприятиями текущих объемов спроса. Доля нормальных оценок снизилась в декабре до 40% и оказалась 33-месячным минимумом. Потери удовлетворенности продажами в российской промышленности только за ноябрь-декабрь составили 12 п.п. В черной металлургии удовлетворенность спросом в ноябре-декабре достигла лишь 23%. В других отраслях этот показатель выше и находится в основном в интервале от 40% в машиностроении до 52% в легкой промышленности. Электроэнергетики сообщают об удовлетворенности на 75%, топливная отрасль – на 82%.
В декабре промышленность сообщила о резком снижении темпов изменения выпуска. Исходный баланс потерял сразу 15 пунктов, опустился до (–18) и стал худшим значением месяца в 2009–2012 гг. Очистка от сезонности показала снижение баланса с символических ( 2) до явных ( 9) пунктов. Таким образом, после пребывания в июне–ноябре на уровне стагнации (–2 .. +2) в декабре темп изменения выпуска продемонстрировал уже ощутимое снижение с интенсивностью, которая не регистрировалась опросами уже в течение 3,5 лет.
С.В. Цухло – к.э.н., зав. лабораторией конъюнктурных опросов