Сергей Приходько: «Фундаментальных предпосылок для потребительского оптимизма не наблюдается»

Понедельник, 16.08.2021, 18:00

«Потребительский индекс Иванова», подготовленный Сбербанком, свидетельствует уверенность российских потребителей во II квартале, пишет «КоммерсантЪ». Исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько полагает, что индекс отражает скорее психологическое состояние населения и фундаментальных предпосылок для потребительского оптимизма не наблюдается.

Аналитики Сбербанка изучили поведение и динамику расходов типичного представителя среднего класса в России, живущего в городе с населением от 100 тыс. человек. Согласно исследованию, во II квартале более половины россиян не имели непогашенных кредитов и не экономили на кафе и ресторанах. В целом, по данным исследования, граждане не переходили на товары подешевле, а их средняя зарплата за это время выросла почти на 1,5 тыс., до 40 тыс. руб.

Значительно выросла доля оптимистов, считающих текущую ситуацию в экономике благоприятной для формирования накоплений — 61% против 48% за тот же период прошлого года. Авторы исследования отмечают, что во II квартале «Потребительский индекс Иванова» составил -17%, и это неплохой показатель. Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года, в разгар самоизоляции, он опускался до -31%.

Сергей Приходько отметил, что фундаментальных предпосылок для потребительского оптимизма действительно нет.

«Как экономист я не вижу таких чистых показателей, которые навевали бы на эту мысль. Рост ВВП есть — это от прошлого года. На самом деле, при хорошем стечении обстоятельств во 2-ой половине года мы достигаем уровня 2019 г., но это, опять же, не какой-то дальнейший экономический рост. Собственно говоря, я не знаю таких показателей, которые бы давали основания шибко радоваться. А вот, что касается усталости и психологии… У нас тоже есть похожие исследования, наша лаборатория опрашивает директоров предприятий, высчитывает по некой формуле уровень оптимизма. Так вот, он тоже сейчас выглядит неплохо», - отметил он.