Бюджетное равновесие, подорванное падением нефтяных цен 2014 года и западными санкциями, удалось восстановить путем жесточайшего урезания расходов - "бюджетной консолидации", пишет издание.
"Итогом бюджетной консолидации стало снижение расходов федерального бюджета примерно на 2,5-3 процентных пункта ВВП, с 19-20 процентов ВВП до 16,5-17 процентов ВВП и, соответственно, дефицита ненефтегазового бюджета РФ с 9-10 процентов ВВП до 6-6,5 процента ВВП, - констатирует Сергей Дробышевский. - Таким образом, уровень расходов федерального бюджета и ненефтегазовый дефицит были приведены в соответствие с более низким балансирующим бюджет уровнем цен на нефть. Если в 2012-2014 годах бюджет балансировался при цене 90-110 долларов за баррель, то сейчас комфортный для бюджета уровень цен составляет 40-60 долларов за баррель. Это соответствует сложившемуся консенсусу относительно уровня цен на нефть в среднесрочной перспективе. В странах Западной Европы консолидация проводилась ранее, в 2008-2012 годах, но в большинстве стран ее масштабы не превосходили 2-2,5 процентного пункта ВВП. Исключение составляли страны, оказавшиеся в ситуации бюджетного кризиса: Исландия, Греция, Португалия, Ирландия, Латвия, Кипр, - где масштабы бюджетной консолидации составляли пять-шесть процентных пунктов ВВП".
Он также поделился мнением: почему национальные проекты образца 2018 года не могут служить толчком для запуска экономического роста.
"Пробуксовка национальных проектов вызвана скорее институциональными причинами - неготовностью органов власти к реальной проработке и началу реализации нацпроектов, нежеланием брать ответственность за возможные проблемы при реализации, - полагает Сергей Дробышевский. - С точки зрения бюджетной политики "отложенный старт" нацпроектов стал лишь дополнительным фактором, продолжившим бюджетную консолидацию".
Иллюстрация: "Эксперт"