Среда, 19.11.2014, 07:56
Несмотря на то, что лидеры «двадцатки» не смогли использовать брисбанскую площадку саммита «Группы двадцати» для предложения путей выхода из политических проблем, сложившихся на международной арене, стоит отметить ряд достижений форума, способствовавших решению международных задач финансово-экономического блока.
К числу таких достижений можно отнести стимулирование инвестиций в развитие инфраструктуры в рамках учреждения Глобального центра по инфраструктуре, определение целевых индикаторов для стимулирования занятости и укрепления рынка труда, а также укрепление международной банковской системы через принятие дополнительных требований Совета по финансовой стабильности. Таким образом, саммит подтвердил свое изначальное предназначение в качестве форума для обсуждения финансово-экономических проблем.
Актуальность саммита в Брисбане заключается не только в определении новых ориентиров для дальнейшего развития мировой экономики, но и в подведении очередных итогов исполнения ведущими экономиками мира своих обязательств, принятых на предыдущих саммитах.
В части, касающейся фискальной политики, несмотря на вновь возникшие дисбалансы в мировой экономике, часть стран «двадцатки» выполнили принятое в 2010 г. в Торонто обязательство по сокращению бюджетного дефицита к 2013 г. путем фискальной консолидации. При этом во многих развитых странах все еще сохраняется высокое отношение государственного долга к ВВП, а также структурные дефициты, которые представляют высокие риски для мировой экономики в целом. В отличие от развитых стран некоторые государства с быстро растущей экономикой, такие как Аргентина, Индия, Индонезия, Турция, в существенной степени сократили уровень своей задолженности по отношении к показателю ВВП.
Что касается денежно-кредитной политики, то основным риском для мировой экономики все еще остается высокая инфляция в странах-членах «Группы двадцати». Страны «двадцатки» в существенной степени продвинулись в исполнении своего обязательства по обеспечению гибкости обменных курсов. В большинстве стран с развитой экономикой сохраняется режим свободно плавающего курса. В странах с быстро растущей экономикой в последнее время интервенции в регулирование обменного курса валюты стали проводиться гораздо реже.Так, в Китае на определение курса юаня все большее влияние оказывают рыночные силы, в то время как Россия завершает переход к плавающему обменному курсу.
Успехи стран по выполнению обязательств в сфере монетарной и фискальной политики обуславливают возможность для реализации принятого в Брисбане обязательства по увеличению ВВП государств «Группы двадцати» на 2% к 2018 г. Такой рост, по оценкам МВФ и ОЭСР может сгенерировать дополнительные 2 трлн долл. США, а также способствовать формированию миллионов новых рабочих мест.
Существенный прогресс был отмечен на саммите в рамках исполнения странами «двадцатки» своего обязательства по проведению структурных реформ, в частности, в сферах, касающихся регулирования рынка занятости, развития человеческого капитала и инфраструктуры. Особенного успеха добились страны с быстро растущей экономикой. К примеру, в Бразилии отмечен высокий рост расходов на развитие инфраструктуры, связанный с расширением проектов по линии государственно-частного партнерства (ГЧП). В Индии предприняты меры по укреплению системы регулирования корпоративного управления, а в Мексике структурные реформы были проведены в таких секторах, как энергетика, телекоммуникации, образование, рынок труда. В части структурных реформ для Российской Федерации важным направлением стало укрепление систем защиты потребителей финансовых услуг, а также развитие транспортной инфраструктуры.
Кроме того, на саммите в Брисбане был задан новый виток развития политике в сфере осуществления структурных реформ как части комплексной стратегии роста стран «Группы двадцати». Лидеры стран приняли решение об учреждении Глобального центра инфраструктуры на четырехлетний период в качестве платформы для взаимодействия между правительствами, частным сектором, международными организациями в целях обмена опытом между сторонами и привлечения финансирования в инфраструктурные проекты.
Более того, прогресс стран-членов «двадцатки» в области стимулирования занятости был подкреплен принятием новых обязательств, связанных с устранением гендерного дисбаланса и созданием более 100 млн. рабочих мест для женщин к 2025 г., решением проблемы структурной и долгосрочной безработицы, а также с развитием частного предпринимательства.
В целом можно отметить качественный прогресс стран-членов «двадцатки» по выполнению ранее принятых обязательств. Достигнутый успех может быть подкреплен последовательной реализацией вновь принятых странами обязательств в Брисбане в следующем году.
Нельзя не отметить и неудачи работы форума, к числу которых можно отнести отсутствие предложения механизмов для выполнения ранее принятого обязательства по обеспечению устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики. Несомненно, стратегии отдельных стран-членов по обеспечению экономического роста, а также их доклады по реализации соответствующего обязательства, являются весомым вкладом для достижения цели «двадцатки». Тем не менее, для достижения этой цели более важным направлением деятельности стран-членов остается устранение структурных дисбалансов на уровне национальных экономик.
Юрий Зайцев – старший научный сотрудник