Понедельник, 22.04.2013, 14:05
Вопрос о целесообразности наращивания государственных расходов как меры стимулирования экономического роста в России должен был обсуждаться как минимум два года назад.
По нашим оценкам, уже в 2010-2011 гг. производственный разрыв (output gap), показывающий процентное отклонение фактического ВВП от своего структурного (или трендового) значения приблизился к нулевой отметке. Что это означает?
При нулевом (или близком к нулю) output gap экономика находится на границе производственных возможностей, когда дальнейший рост возможен только при более серьезных экономических реформах. Реализация таких реформ позволила бы диверсифицировать экономику, снизив ее зависимость от сырьевого экспорта, и повысить производительность труда, о чем сейчас так часто говорят в экспертном сообществе.
В свою очередь, меры краткосрочного стимулирования внутреннего спроса, к которым относится увеличение бюджетных расходов, при таком положении дел (т.е. в условиях, когда задействованы все имеющиеся факторы производства) раскручивают инфляцию, а не рост. Ситуация усугубляется также тем, что вклад конъюнктурной составляющей темпов роста российского ВВП, обусловленный высокими ценами на энергоносители, в 2010-2011 гг. был уже не так велик, как в 2000-х годах.
Таким образом, нынешняя паника относительно вероятной рецессии экономики России осенью этого года вызывает некоторое удивление. На наш взгляд, паниковать по поводу перспектив экономического роста нужно было бы гораздо раньше, а планы по переходу на новую траекторию долгосрочного роста за полгода представляются для России более чем оптимистичными.
М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития