Решит ли повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию проблему бюджетного дефицита

Понедельник, 13.07.2009, 01:00

На днях Министерством финансов РФ были озвучены возможные пути изыскания дополнительных поступлений в бюджетную систему. Наряду с рассмотрением фискальных последствий увеличения ставки НДПИ на газ, транспортного налога и размеров госпошлин, первоочередное внимание уделяется вопросу дополнительного повышения ставок акцизов к утвержденному на 2010 г. уровню.

 

Общий бюджетный эффект от проведения предлагаемых Минфином России индексаций ожидается на уровне 241 млрд руб., из которых около 90 млрд руб. должны обеспечить акцизы на алкогольную продукцию. Для этого Минфин предлагает повысить ставки на алкогольную продукцию на 20% к утвержденным ставкам для всех товарных групп, за исключением пива, на которое ставки планирует увеличить в 3 раза к уровню 2009 г.

На наш взгляд, ожидаемый объем дополнительных поступлений исключительно за счет повышения ставок акцизов выглядит малореальным даже в сравнении с объемами фактических поступлений в 2008 г., когда было собрано по данной категории подакцизных товаров примерно 120,5 млрд руб. Принимая во внимание возможное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции в 2009 г. и 10%-ный уровень индексации ставок по отношению к 2008 г., можно ожидать, что размер поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2009 г. не превысит уровня 2008 г. в абсолютном выражении. А значит, индексация ставок должна привести к увеличению поступлений почти на 75%.


Дело в том, что, хотя ставки на алкогольную продукцию индексировались чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может выглядеть лишь незначительное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 об. и на пиво. В условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения финансового положения предприятий отрасли значительная индексация будет способствовать дальнейшему росту теневого сектора, что, в свою очередь будет сокращать общие налоговые поступления отрасли. В то же время предлагаемые Минфином меры неналогового противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, за исключением требования введения минимальных розничных цен на водку и ЛВИ, устанавливаемыми заводами-изготовителями, едва ли приведут к существенным положительным эффектам.

В свою очередь, 3-кратное увеличение ставки на пиво приведет к существенному росту розничной цены. Так, в 2009 г. доля акциза и НДС в цене 0,5-литровой бутылки пива составляет порядка 1,77 руб. В случае 3-х кратного увеличения ставки эта доля в 2010 г. возрастет до 5,31 руб., что повысит цену каждой бутылки пива на 3,5 руб. Особенно это будет ощутимо для среднего и низкого ценового сегмента пива (до 20 руб. за 0,5 л), потребление которых является наиболее популярным. И хотя пиво относится к слабо эластичным по цене товарам, данная мера приведет к наиболее существенному сокращению объем спроса в этих сегментах, а также к расширению доли теневого сектора.

И.А. Соколов - к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики