Разработка численной модели рынка нефти и нефтепродуктов Российской Федерации

Пятница, 17.03.2017, 12:30

В 2013–2014 гг. Правительством был взят курс на реформирование налогообложения нефтяной отрасли, который экспертным сообществом был условно назван «налоговым маневром».

Суть проводимых реформ заключается в выравнивании внутренней и мировой цен на нефть (за исключением транспортных издержек): сокращение ставок экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты будет скомпенсировано за счет соответствующего увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых (в терминах поступлений при этом новый НДПИ должен примерно в 2 раза превзойти выпадающий объем экспортной пошлины). В результате налогового маневра должно сократиться субсидирование отечественной нефтепереработки, которая в мировых ценах производит отрицательную добавленную стоимость. При выравнивании внутренней и мировой цены на нефть и нефтепродукты, последние сильно подорожают на внутреннем рынке, если не использовать компенсирующее снижение акцизов. Однако, акцизы на нефтепродукты постоянно повышаются, что в ближайшее время может заблокировать ход всей реформы.

Кроме того, отсутствие экспортной пошлины на поставку нефти в страны, входящие в Евразийский экономический союз является еще одной причиной, из-за которой Правительство планирует провести налоговый маневр. Отсутствие экспортной пошлины на нефть, экспортируемую в страны ЕАЭС, позволяет создавать в данных государствах нефтеперерабатывающие мощности и экспортировать продукты нефтепереработки в третьи страны. В результате, бюджет и экономика Российской Федерации недополучают доходы, субсидируя, тем самым, экономики других государств. Увеличение налога на добычу полезных ископаемых на нефть взамен экспортной пошлины позволит увеличить доходы бюджета, за счет сокращения масштабов субсидирования экономик стран ЕАЭС.

Снижение ставок акцизов на нефтепродукты позволит уменьшить диспропорцию цен на рынках Российской Федерации и Республики Беларусь, возникающей вследствие различия акцизных ставок. Разница в ценах на автомобильное топливо в Российской Федерации и Республике Беларусь приводит к возникновению «серого» экспорта. Кроме того, белорусские экспортеры российских нефтепродуктов освобождены от уплаты как акцизов, так и экспортной пошлины, что позволяет им осуществлять реэкспорт в третьи страны, в результате чего российская экономика субсидирует экономику Беларуси.

23 мая 2016 г. был принят закон, согласно которому с 1 июня 2016 г. начинает действовать новый механизм распределения по уровням бюджета акцизных платежей, взымаемых при продаже автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных масел, производимых на территории Российской Федерации. Ранее все акцизные платежи взымались в пользу Федерального бюджета, а затем полностью распределялись в бюджеты субъектов, согласно нормативам, публикуемым в приложении 3 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В результате введения нового механизма 88% акцизных платежей будут взыматься в пользу региональных бюджетов, а оставшиеся 12% – в пользу Федерального бюджета. Кроме того, в 2016 г. дважды повышалась ставка акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо с целью увеличения региональных дорожных фондов.

Повышение ставки акцизов на бензины и дизельное топливо позволило в значительной степени повысить поступления в региональные бюджеты. При повышении средних потребительских цен на продукты нефтепереработки в экономике не наблюдается сокращения их потребления. Повышение ставки акцизов и применение нового механизма распределения поступления позволило дополнительно пополнить федеральный бюджет в 2016 г. на 20 млрд руб.

Несмотря на это, повышение ставки акциза является весьма спорным инструментом для пополнения бюджета, так как идет вразрез с проводимой политикой налогового маневра. Если цель – это дополнительное пополнение Федерального бюджета, то целесообразнее ускорить проведение налогового маневра, постепенно снижая акцизные платежи и экспортную пошлину, и увеличивать НДПИ, формируя дополнительные поступления бюджета. В результате, рынок увидит явные ценовые сигналы, при которых не будет противоречий между балансами ставок экспортной пошлины и акцизов, а наполняемость бюджета будет определяться ставкой единого НДПИ. Дополнительно это будет способствовать проведению модернизации отечественных НПЗ, что повысит их эффективность.

Однако на сегодняшний день наблюдается обратная ситуация, при которой проведение налогового маневра было отложено на неопределенный срок. Повышение НДПИ и сохранение экспортной пошлины на нефть, повышение ставки акцизов на нефтепродукты противоречат логике налогового маневра. Кроме того, складывается странная ситуация, при которой доля налогов, накладываемых российским правительством, в рублях за тонну нефтепродуктов для отечественных потребителей больше, чем для зарубежных. Для страны, богатой нефтью, это почти парадоксальная ситуация.

Сценарное моделирование показало, что одним из целесообразных вариантов проведения налогового маневра является его реализация в несколько этапов.

В краткосрочном периоде (2017–2018 гг.) необходимо сократить ставку экспортной пошлины на нефть на 4 250 руб. и повысить ставку НДПИ на 2 020 руб. Согласно расчетам, реализация данного сценария позволит сохранить суммарные налоговые поступления на уровне 2015 г. Явный ценовой сигнал и рост прибыли нефтедобывающих компаний позволят создать необходимые стимулы и возможности для проведения модернизации нефтеперерабатывающих производств (принадлежащих преимущественно вертикально-интегрированным компаниям). Сокращение ставки акцизов на 2 000 руб. за тонну нефтепродуктов будет способствовать сдерживанию роста цен на бензины и дизельное топливо.  

В среднесрочном периоде (2019–2020 гг.) необходимо продолжить курс, взятый на проведение налогового маневра, увеличивая НДПИ на 1 332 руб. и сохраняя удельную экспортную пошлину на тонну нефти на уровне 40% от значения 2015 г. Это позволит нарастить поступления в бюджет Российской Федерации при сохранении внутренних цен на нефть. Такой период необходим для завершения модернизации нефтеперерабатывающих производств и сохранения цен на нефтепродукты.

В долгосрочном периоде (2021–2023 гг.) ставку НДПИ на нефть необходимо повысить на 3 960 руб., а экспортную пошлину на нефть и ставку акцизов на нефтепродукты полностью обнулить. В результате этого прибыль нефтедобывающих компаний вернется на уровень 2015 г., доходы бюджета увеличатся до 6 515 млрд руб., а цена на нефтепродукты вырастет до 48 620 руб. за тонну.

Таким образом, в результате проведения налогового маневра следует ожидать значительного увеличения эффективности деятельности нефтяного сектора экономики, в том числе:

  - увеличение доходов бюджета Российской Федерации;
  - сохранение прибыли нефтедобывающей отрасли;
  - модернизация нефтеперерабатывающей промышленности;
  - увеличение добавленной стоимости в нефтяной промышленности за счет сокращения реэкспорта российских нефти и нефтепродуктов из стран ЕАЭС в третьи страны;
  - увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в страны, не входящие в ЕАЭС.

Дмитрий Гордеев – старший научный сотрудник РАНХиГС